Поручик Ржевский


Поручик Дмитрий Ржевский — популярный в СССР, затем в России и других странах СНГ литературный, кинематографический, театральный и юмористический (фольклорный) персонаж. Первоначально — герой пьесы в двух частях Александра Гладкова «Давным-давно» (1940). Широкую известность в СССР получил благодаря комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» (1962), снятой по пьесе Гладкова. В фильме Рязанова поручика играл Юрий Яковлев.

Также является героем цикла анекдотов, обычно фривольных — на сексуальную, алкогольную, азартную и «каламбурную» тематику; собирательный образ гусара с вульгарными замашками в аристократической среде.

Характеристика персонажа

Потомственный дворянин. По словам его создателя Александра Гладкова, его характер «весь вышел» из одного стихотворения Дениса Давыдова 1818 года — «Решительный вечер».

В первоисточнике — пьесе — обладает как отрицательными (склонность к выпивке, хвастовство, брань), нейтральными (умение танцевать), так и положительными качествами: храбрость, ловкость, доверчивость, прямодушие, откровенность, умение обращаться с оружием, любовь к Родине, нелюбовь к «свету», надёжность, верность долгу, слову и друзьям. По пьесе и фильму Ржевский реальным бабником не является (хоть два раза хвастается успехом у женщин), однако именно «сексуальная» тема является основной составляющей в поздних анекдотах, скетчах и фильмах про поручика. Поручик в современном (1960-х — 2010-х годов) русском фольклоре является «брутальным» альфа-самцом, малообразованным ловеласом, от напора которого женщины теряются.

Сыгравший его Юрий Яковлев считал, что «поручик Ржевский стал как бы реальным лицом — о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник».

Воинская служба

Поручик — потомственный военный, племянник бригадира (командующего бригадой) Ржевского.

В классических произведениях (пьесе и фильме) место службы поручика Ржевского прямо не называется. В пьесе А. Гладкова командир партизанского отряда Давыд Васильев говорит, обращаясь к Ржевскому: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском». Данная фраза может означать как то, что Ржевский ранее служил в Ахтырском полку, так и то, что сам подполковник Денис Давыдов, прототип Давыда Васильева, действительно в 1812 году служил в Ахтырском полку.

В фильме «Гусарская баллада» поручик в мундире Мариупольского гусарского полка, а не Лубенского, Сумского либо Павлоградского, как говорится в некоторых источниках — о чём говорит расцветка ташки (темно-синяя, обклад либо приборный цвет жёлтый), в случае же его службы в Лубенском полку ташка синяя, обклад белый. В Мариупольском полку с января 1808 по апрель 1811 года под именем корнета Александра Андреевича Александрова на самом деле служила «кавалерист-девица» Надежда Андреевна Дурова. Таким образом, служба поручика в фильме в Мариупольском полку не вызывает сомнений.

В фильме Подлинная история поручика Ржевского (2005) отставной поручик также в сине-жёлтом мундире Мариупольского гусарского полка.

В фильме Ржевский против Наполеона (2012) поручик в красной форме Лейб-гвардии Гусарского полка.

Современный автор Дм. Репин в произведении «Поручик Ржевский. Гусарская поэма» (2002) также указывает местом службы Ржевского Гусарский лейб-гвардии полк (ярко-красные мундиры, в этом полку также служил Д. Давыдов с июля 1806 по февраль 1807 года).

В различных юмористических инсценировках, не имеющих ничего общего с историей, военная форма поручика обычно фантастическая — такая, какая есть в реквизите под рукой. Так, Гарик Харламов в передаче «Какие наши годы» одет в голубой гусарский мундир цвета Гродненского полка с жёлтым обкладом Мариупольского полка. В двух передачах «Городок» Ржевский в фантастической форме Лейб-гвардии Гусарского полка с красными и белыми панталонами, в третьей — в странной жёлто-блакитной раздельной форме цветов Мариупольского полка, в четвёртой — вообще в гусарской форме цвета хаки.

Другой персонаж пьесы Гладкова, Шура Азарова, использует зелёный мундир Павлоградского гусарского полка (Ржевский говорит, обращаясь к ней: - Мундир на вас я вижу Павлоградский), однако в фильме носит светло-серый мундир Сумского гусарского полка, что, вероятно, послужило причиной причисления самого поручика Ржевского к этому полку; — в Павлограде даже был сооружён в 2006 году ему памятник.

Сам Ржевский в пьесе говорит: - По мне милее голубого нет!, а цвет павлоградского мундира не голубой, а зелёный. В Павлоградском полку служил и другой вымышленный персонаж, но уже Льва Толстого — Николай Ростов, брат Наташи Ростовой, которая обычно присутствует в анекдотах про Ржевского вместе с другими персонажами романа «Война и мир», по которому в 1967 году вышел фильм Сергея Бондарчука. Поскольку те и другие персонажи — современники, они переплелись в фольклоре.

В стихотворении Николая Асеева «Синие гусары», в частности, говорится об их участии в «Южном обществе» заговорщиков (1821—1825), которое располагалось в Малороссии. Синими гусарами были Мариупольский, в котором по фильму служил Ржевский, и Лубенский гусарские полки, там дислоцировавшиеся.

Единственным гусарским полком Российской Империи, где в 1812 году носили частично голубую военную форму, был отличившийся в Отечественной войне Гродненский гусарский полк, прозванный в русской армии за этот цвет «голубыми гусарами». Основной же цвет обмундирования Лубенского полка — синий, Мариупольского — тёмно-синий. За кампанию 1812 года Гродненский полк получил награду: серебряные трубы с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года.» Такую же награду получил и Мариупольский полк.

Возможные прототипы

В России известен дворянский род Ржевских, происходивший от легендарного князя Рюрика и принадлежавший к Смоленской ветви Рюриковичей, потомкам великого князя Киевского Мстислава, старшего сына Владимира Мономаха, в большинстве своём утративших княжеский титул в конце XIV века. Ржевские, чья фамилия названа по городу Ржеву, упоминаются в летописи 1315 года — они были удельными князьями во Ржеве. Князь Родион Федорович Ржевский был убит в Куликовской битве в 1380 году.

Ржевские жили в девяти российских губерниях: Воронежской, Курской, Тульской, Московской, Орловской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Тамбовской, Тверской.
  • В Санкт-Петербурге реально существовал капитан русской Императорской армии Ржевский, от фамилии которого произошло название Ржевской слободы, которой он владел, и района города (тогда пригорода) Ржевка. Данную землю капитан продал морскому ведомству, и там устроили Ржевский артиллерийский полигон. Ныне этот топоним сохранился в названии одноимённой железнодорожной станции, а также располагающегося неподалёку жилого массива «Ржевка-Пороховые».
  • Первым Ржевским, носившим звание поручика, был Юрий Алексеевич, учившийся в начале 18 века в Италии морскому делу по указу Петра Первого, прапрадед А. С. Пушкина, после чего был назначен в чине поручика в Преображенский полк. Его потомок Николай Ржевский, брат А. С. Пушкина в шестом колене, учился вместе с Пушкиным в Царскосельском лицее.
  • В Венёвском уезде Тульской губернии в середине 19 века жил дворянин подпоручик Сергей Семёнович Ржевский, который "безобразничал напропалую, зачастую весьма пошло, и чьи шутки часто шокировали дворянское общество. Рассказы о похождениях «венёвского безобразника» описывались в московской бульварной прессе. В армии он прослужил всего год и три месяца, после чего был выгнан со службы. В Отечественной войне 1812 года не участвовал, поскольку тогда ещё не родился. Об этом говорится в мемуарах его племянницы Надежды Петровны Ржевской (урождённой Волконской), изданных Тульским краеведческим музеем. Из реальных похождений поручика Ржевского, описанных княгиней и попавших в газеты:

Однажды на маскарад Ржевский оделся печкой. В трубу просунул голову, внизу печи сделал отверстия для ног. Разделся донага и голым влез в печку, которая была картонная. Спереди был затоп, сзади отдушник. Кругом обоих закрытых пока отверстий были крупные надписи: «Не открывайте печку, в ней угар». В маскараде держали все себя очень вольно, а такая надпись поощряла всех открыть печку и в неё посмотреть. Всякий видел голые члены мужчины, спереди и сзади. Одни плевали, другие хохотали, но весь зал зашумел и стали собираться толпы. Сергей Семёнович только этого и хотел. Явилась полиция, и его с триумфом вывели.

  • В Отечественной войне 1812 года участвовали два брата Ржевских, но среди них не было поручика и они не являются прототипами героя.
  • В воспоминаниях гусара подполковника Дениса Давыдова есть участник Отечественной войны подполковник Павел Ржевский, также не являющийся прототипом Дмитрия Ржевского.
  • Волгоградский писатель Юрий Войтов считает, что прототипом Ржевского «мог стать уроженец Царицына Николай Ашинов, который был широко известен в конце XIX века. Ашинов был отчаянным авантюристом и столь же ярым патриотом. Это же надо было додуматься — высадить сто с лишним лет назад на территории нынешнего африканского Сомали казачий десант, основать там „африканское казачество со станицей Московская“ и заявить, что отныне эти земли находятся под юрисдикцией российской короны. Такое мог совершить только истинный… поручик Ржевский.»

Образ поручика в театре

Дмитрий Ржевский — главный персонаж пьес «Давным-давно» (первоначально называвшейся «Питомцы славы», первая постановка Ленинградский театр Николая Акимова, 1941); производной от неё «Вперёд, гусары!» (Ростовский молодёжный театр, 2010), самостоятельной пьесы «Честь имею, поручик Ржевский» (Киевский театр сатиры, 2000-е годы), и балета Тихона Хренникова «Гусарская баллада» (первая постановка — Кировский театр, 1979).

Поручика на драматической сцене играли:

  • Андрей Богданов
  • Геннадий Гущин
  • Владимир Зельдин
  • Владимир Кулаков
  • Вячеслав Разбегаев
  • Василий Усольцев
  • Сергей Федюшкин
  • Владимир Шевяков
  • Павел Цитринель

и многие другие.

Партию Ржевского на балетной сцене исполняли:

  • Вадим Гуляев (Ленинград, Москва)
  • Юрий Гумба (Ленинград)
  • Николай Ковмир (Ленинград)
  • Юрий Владимиров (Москва)
  • Виктор Барыкин (Москва)
  • Николай Дорохов (Москва)
  • Геннадий Акачёнок (Куйбышев)

и другие.

Музыкальная комедия «Подлинная история поручика Ржевского» (2011), композитор Владимир Баскин, либретто Олега Солода, тексты музыкальных номеров Игоря Бедных. Поставлена в Магадане, Минске, Иваново, Иркутске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Саранске, Волгограде, Бугуруслане.

Фильмография

Художественные фильмы
  • Гусарская баллада (кинокомедия, СССР, 1962) — Юрий Яковлев.
  • Подлинная история поручика Ржевского (комедийный сериал из 8 серий, Россия, 2005) — Александр Баргман.
  • Ржевский против Наполеона (первоначальные названия «Наполеон капут!» и «Шерше ля фам») (кинокомедия, Россия, 2012) — Павел Деревянко.
    • Турецкий гамбит (фильм) (2005) — Дмитрий Певцов в роли гусарского ротмистра Зурова, чрезвычайно похожего на Ржевского.
Документальные фильмы
  • В 2011 году был снят документальный фильм Е. Пановой «Поручик Ржевский: Дуэль с высшим светом» (ТВЦ).
Телевидение

Образ поручика Ржевского неоднократно инсценировался и пародировался в различных телевизионных передачах.

  • «Какие наши годы!» (телепередача, 2011) — Гарик Харламов.
  • Городок (передача) (1993—2012) — Илья Олейников и Юрий Стоянов.

  • Нахабцев, Владимир Дмитриевич
  • Исаченко, Алексей Алексеевич
  • 1942 год в театре
  • Тадевосян, Самвел
  • Ржевский гидроузел

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования