Га’анда


Га’анда (также мокар; англ. ga’anda, mokar; самоназвание: kaɓən) — чадский народ, населяющий восточную часть Нигерии (районы Гомби, Сонг, Гуюк, Северный Муби и Южный Муби — на севере штата Адамава, и район Биу — на юге штата Борно). Область расселения га’анда расположена рядом с этническими территориями народов пабир и фульбе.

По оценкам, опубликованным на сайте организации Joshua Project, численность народа га’анда составляет около 80 000 человек.

Язык

Народ га’анда говорит на языке га’анда чадской семьи афразийской макросемьи. Данный язык известен также под названиями «га’ана», «га’анду», «ганда», «маквар», «мокар». В области распространения языка га’анда выделяют два диалектных ареала: собственно га’анда (ядерный га’анда) и габин. В работе Р. Бленча An Atlas of Nigerian Languages идиом га’анда представлен как диалектный кластер, включающий три диалектных ареала — га’анда, кабин и фиртата. Идиом габин иногда рассматривается как самостоятельный язык. Согласно классификации чадских языков, предложенной американским лингвистом П. Ньюманом, язык га’анда вместе с языками хона, джара, тера и другими входит в группу тера центральночадской языковой ветви. Численность говорящих на языке га’анда, согласно данным, опубликованным в справочнике Ethnologue, составляет около 43 000 человек (1992). В основе письменности лежит латинский алфавит. Как второй язык га’анда распространён среди носителей близкородственного языка хона, а также среди носителей адамава-убангийских языков роба (лала-роба) и мбои. Помимо родного языка представители народа га’анда также говорят на широко распространённых на севере и востоке Нигерии языках хауса и фула (в форме нигерийский фульфульде).

Религия

Подавляющее большинство представителей народа га’анда исповедует христианство (83 %), часть га’анда придерживается традиционных верований (12 %), имеется также относительно небольшая группа мусульман (5 %).

Культура

Культура и быт народа га’анда схожи с культурой и бытом народов, живущих в регионе, расположенном по среднему и верхнему течению реки Бенуэ (джен, чам-мона, лонгуда, юнгур и других). Относительно изолированное положение этого региона, обусловленное холмистым ландшафтом и удалённостью от центров ранних государственных образований Нигерии и Камеруна, способствовало сохранению самобытной культуры местных народов. В частности, важнейшим элементом религиозных ритуалов в верховьях Бенуэ было использование керамических сосудов, а не деревянных масок или статуэток, как у народов соседних регионов. Га’анда изготавливают несколько видов антропоморфных сосудов, в которых по их мнению селятся духи-покровители этого народа. В каждом селении га’анда все сосуды находятся в одном «священном месте» под охраной. Га’анда считают, что от благосклонности духов зависит здоровье и благополучие всех жителей селения. В ноябре после сбора урожая га’анда совершают подношения жертв духам, находящимся в сосудах. Для каждого духа сосуд изготавливается определённой формы с индивидуальным декоративным оформлением.

  • Фрагмент сосуда (Музей на набережной Бранли)

  • Керамический сосуд (Музей Фаулера)

  • Фрагмент сосуда (Музей Фаулера)

  • Керамический сосуд (Музей на набережной Бранли)

  • Керамический сосуд (Музей
    Барбье-Мюллера)

  • Керамический сосуд (Музей
    Барбье-Мюллера)


  • Га’анда (язык)
  • Гворам
  • Сура-ангас
  • Боле (языки)
  • Фали

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования