Парусное вооружение


Парусное вооружение (нем. Takelage) — системы оснастки парусного судна (рангоут, такелаж и паруса), служащие для восприятия и передачи корпусу судна энергии ветра, приводящей судно в движение , а также для управления курсовым движением и изменения скорости хода судна. Немецкий термин «Takelage» имеет более широкое смысловое значение в сравнении с русским термином «Такелаж», являясь синонимом русскому термину «парусное вооружение» — объединяет собой все системы оснастки парусного судна: рангоут; все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и для управления им и парусами (рус. такелаж); систему парусов (парусность).

Типы парусного вооружения

Различают следующие основные типы парусного вооружения:

  • Полное с прямыми парусами, привязанными к реям;
  • Гафельное с косыми парусами: главным — между гафелем и гиком и верхним — между гафелем и стеньгой; верхний парус может быть заменён одним или несколькими прямыми, меньших размеров.
  • Рейковое — парус поддерживается подвижным рейком. Употребляется на шлюпках и иногда для верхних прямых парусов при гафельном вооружении.
  • Шпринтовое — гафельный парус, без гика, подкреплён косым шестом (шпринтовом); для шлюпок.
  • Шпрюйтовое (гуари) — гафельный парус с высоко поднятым, «стоячим» гафелем, притягиваемым к мачте тросовым шпрюйтом, для судов и шлюпок с низкой мачтой.
  • Португальское.
  • Латинское — наиболее упрощённое для шлюпок. [ТЭ 1931(855)]

Виды парусов

Независимо от формы паруса по принципу их установки делятся на две главные категории — прямые и косые. Прямые паруса устанавливаются на реях и чаще всего имеют форму прямоугольника или трапеции. Их основной особенностью является симметрия: правая и левая половины любого прямого паруса зеркальны друг другу. Косые паруса устанавливаются на других элементах рангоута или на элементах такелажа (например, штагах) и могут иметь самую разнообразную форму (чаще всего — треугольную), практически никогда не являются симметричными. Прямые паруса, устанавливаемые на элементах рангоута, чаще всего являются основными и определяют тип парусного вооружения судна. Косые паруса, устанавливаемые на элементах такелажа, основными не являются и на определение типа парусного вооружения не влияют.

Основные косые паруса «распадаются» на две главные категории — простые и рейковые:

  • Простые косые паруса
    • Бермудские
    • Гафельные
    • Шпрюйтовые (гуари)
    • Шпринтовые
  • Рейковые косые паруса
    • Латинские
    • Люгерные

Устройство паруса

Прямой парус

Представляет собой трапециевидное полотнище, верхней шкаториной закрепленное на рее, то есть (условно) поперек диаметральной плоскости судна. Шкаторины: верхняя, нижняя, правая, левая. Углы верхней шкаторины: нок-бензельные (правый и левый), на нижней шкаторине — шкотовые. Сторона, обращенная в корму — лицевая, в нос — изнанка. Верхняя шкаторина имеет люверсы для крепления к рее. Остальные шкаторины свободные.

Шкоты на нижних парусах заводятся на корпус судна, шкоты верхних парусов (марселей и брамселей) — на ноки (концы) нижних реев. При движении курсом бейдевинд наветренный шкотовый угол нижнего паруса оттягивается в нос снастью, именуемой галсом.

Прямые паруса кроятся из полотнищ ткани, расположенных перпендикулярно реям (верхней шкаторине). Крой чаще всего плоский, нижняя шкаторина иногда выполняется вогнутой вверх.

Косой парус

на примере бермудского

Стаксель — имеет треугольную форму. Состоит из шкаторин (сторон) и углов. Шкаторины: передняя, задняя и нижняя. Углы: фаловый (верхний, к нему крепится фал), галсовый (нижний-передний, крепится к корпусу судна) и шкотовый (нижний-задний, крепится к стаксель-шкотам). Грот — имеет треугольную форму. состоит из таких же частей как и стаксель.

на примере гафельного

Гафель имеет форму неправильной трапеции, или прямоугольную. Состоит из шкаторин (верхняя, нижняя, передняя, задняя). Углы: 2 галсовых угла (ими гафель крепится к колонне мачты), фаловый (верхний, к нему крепятся фал и нирал), шкотовый (нижний, к нему крепятся шкот и контршкот). Ставится парус фалом и шкотом, убирается ниралом и контршкотом.

Рангоут

Мачты и стеньги

Относятся к неподвижному рангоуту. Даже в эпоху расцвета парусного флота совсем немногие суда имели «полностью составленные» мачты. Очень редко устанавливались трюм-стеньги, а брам- и бом-брам-стеньги часто являлись одним целым, лишь в названии соотносившихся с ними реев, парусов и такелажа сохраняя своего рода «разделение». Со второй половины XX века составные мачты все больше уступают место «однодеревным» — цельным конструкциям из стали, алюминия и композитных материалов. Причем уже никакая высота мачты не является технологическим препятствием для её изготовления из одного «дерева». Так, например, высота мачты самого большого в мире бермудского шлюпа «Mirabella V» составляет почти 90 метров, а сама мачта занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая в мире углепластиковая конструкция.

Фок-мачта

На двухмачтовых (и более) судах — первая, считая от носа, мачта.

Грот-мачта

(Главная мачта)

  • На двух- и более мачтовых судах:

— вторая (третья на трехмачтовых, и т. д.), считая от носа, мачта. На четырёх- и более мачтовых судах различаются порядковым номером (считая от носа) — первая грот-мачта (вторая мачта на судне), вторая грот-мачта (третья мачта на судне) и т. д.

  • На одно- и полуторамачтовых судах:

— единственная (или первая, считая от носа) мачта.

Бизань-мачта

Всегда последняя, считая от носа, мачта.

Реи

Реи относятся к подвижному рангоуту. Как и мачты, на современных судах могут изготавливаться из самых разнообразных материалов — стали, алюминия, углепластика.

Гафели и гики

Относятся к подвижному рангоуту. Служат для установки и крепления косых парусов.

На одномачтовых судах (например, шлюп, тендер) гик и гафель обычно не имеют приставки «грота-» или какой-либо другой приставки, называясь просто «гик» и «гафель».

Шпринтов

Шпринтов — тонкий шест, упирающийся одним концом в нижнюю часть мачты, а другим в верхний угол четырёхугольного косого паруса, растягивая последний по диагонали.

Реёк

1. реек

Такелаж

Типы парусных судов


  • Трисель
  • Advansea
  • Бегучий такелаж
  • Баркентина
  • «ТАКЕЛАЖ»

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования