Камуфляж


Камуфляж (фр. camouflage — «маскировка») — маскировочная окраска, применяемая для уменьшения заметности людей, вооружений, техники, сооружений за счёт разбивания силуэта изделия или предмета (см. Маскировочное окрашивание (военное дело)).

Распространено заблуждение, что камуфляжной является исключительно пятнистая окраска, но это не так: см. далее про «зимний камуфляж» или «ослепляющий камуфляж». С целью подчеркнуть, что речь идет о пятнистой окраске, употребляется термин «распятновка».

В природе

Камуфляж — также защитный окрас животных, появившийся в результате приспособления к окружающей среде.

Некоторые виды, например хамелеон, осьминог, кальмар или камбала, способны менять окраску тела под цвет окружения (см. Мимикрия).

«Расчленяющий» камуфляж используют обезьяны гверецы — их белый хвост, перекинутый через чёрное тело во время сна, разрушает контуры тела при взгляде со стороны.

Охотники всегда подражали животным, за которыми охотились, прикрепляли к своей одежде траву. Американские индейцы надевали шкуры бизона при охоте на него.

В военном деле

Полевая военная форма одежды стала целенаправленно шиться из ткани защитно-маскировочного цвета в конце XIX — начале XX века. В конце XIX века британские колониальные войска в Индии переняли цвет хаки, на персидском языке означающий «цвета пыли». Форма цвета хаки успешно показала себя на поле боя в южноафриканской войне с бурами 1899—1902 гг., потому вскоре её переняли русские и другие войска и широко использовали в течение Первой мировой войны.

В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа .

Во время Первой мировой войны британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон разработал особую схему маскировки для военного флота — так называемый «ослепляющий камуфляж» (иногда используется более общий термин «деформирующий камуфляж»). Этот камуфляж не пытался спрятать судно, а затруднял оценку расстояния до него, его скорости и курса.

В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»).

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие, с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.

К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учётом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В Красной армии камуфляжная форма была до начала Великой Отечественной войны для пограничников, снайперов, сапёров, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или чёрного цвета на фоне цвета хаки или зелёном. В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.

После войны надобность делать камуфляжную форму почти отпала. Однако в конце пятидесятых годов двадцатого столетия в связи с военными действиями в Юго-Восточной Азии камуфляжный бум вновь имел место. Для армии США тогда сшили 43 маскировочных комплекта, среди них: «пустыня», «лес», «джунгли», «зима» и прочие.

Американцы использовали камуфляж до войны во Вьетнаме, существовал камуфляж «Дакхантер», используемый 2-й бронетанковой дивизией при «Операция Кобра», но из-за участившихся случаев огня по своим этот камуфляж был снят, в основном ограничивались прикреплением к своим шлемам веточек, травы, листьев (возможно — из-за сложностей с различением во время боевых действий своих).

В 1984 году был создан «цифровой» камуфляж: на солдатскую форму был нанесен рисунок, похожий на конфигурацию пикселей на экране монитора. Такой рисунок мешает глазу зафиксироваться на объекте, заставляя воспринимать его как «белый шум», а также, аналогично ослепляющему камуфляжу, мешает определить его форму и движения.

В настоящее время существует общее стремление каждой армии иметь один универсальный рисунок, дорабатывая цветовые решения этого рисунка в зависимости от типа местности. Таковы существующие в различных цветовых решениях ACUPAT (например, в вариантах «пустынный», «городской» и «лесной», см. здесь, базовым считается «urban» — городской вариант в серых тонах), DPM, Flektarn и другие. Иногда обособленная часть Вооружённых сил может иметь собственный рисунок, однако и в этом случае заметна та же тенденция (например, используемый корпусом морской пехоты США MARPAT, хотя и отличается от используемого остальными Вооружёнными силами единого рисунка ACUPAT, также имеет несколько цветовых решений, используемых в зависимости от местности, базовым считается вариант «woodland» — лесной, в зелёно-коричневых тонах). Прежде всего (но не исключительно) это связано с по-прежнему актуальной проблемой опознавания «свой-чужой».

Для Советского Союза таким общим рисунком был вначале «бутан» (существовавший в виде цветовых решений для леса — на маскировочном костюме КМ-Л, и в виде решения для пустынно-степной местности — на КМ-П), затем «флора», также имевшая более одного цветового решения, и в настоящее время — маскировочный рисунок «тёмный». Если «тёмный» изначально разрабатывался как универсальный рисунок, а «бутан» предполагалось использовать как минимум в двух цветовых решениях на различной местности (что тоже требует универсальности), то «флора» была приспособлена именно под зелёный растительный, преимущественно лесной фон местности, что и в конечном итоге привело к отказу от этого рисунка в ВС РФ.

Маскировочная раскраска применялась во Второй мировой войне для различной техники. В основном, это были белила и известь для зимних вариантов и штатный зелёный (травяной) цвет для лета. Однако, некоторая часть техники изначально шла в двух-трёхцветном камуфляже. После войны на некоторое время эта практика была прекращена, в связи со сменой приоритетов и задач. Так, например, на самолётах-бомбардировщиках стали красить «брюхо» в снежно-белый цвет, для снижения поражающего воздействия ядерного взрыва. После 1970-х годов большинство военных кораблей и самолётов в СССР красятся в серый цвет, как самый незаметный и практичный.

Использование в военизированных организациях

Различные законные и незаконные военизированные формирования различных стран используют камуфляж в форменной и иной одежде, снаряжении, для окраски транспортных средств. В России к таким формированиям, например относятся подразделения ОМОН, ФСИН, ВО ЖДТ, ФГУП Охрана.

  • Бойцы ОМОН в Москве

  • Сотрудники ЧОП (ООО «Центр профилактики правонарушений»)

  • Активисты Ирландской национальной освободительной армии, 2005

  • Хардбол. Эпизод военно-спортивной игры (Санкт-Петербург, 2013 год)

  • Страйкбол. Момент военно-спортивной игры (Минск, Белоруссия, 2006 год)

В моде

В конце 1960-х, будучи распространённым в американских войсках, камуфляж приходит и в гражданскую одежду в качестве гражданского протеста против войн. Ношение военной формы на улицах города должно было обратить внимание населения на то, что бы они почувствовали, если бы в их городе велись боевые действия и расхаживали солдаты. Мода быстро ушла, но воскресла в 1980-х, приобретя небывалое распространение в начале 1990-х во время войны в Персидском заливе.

Модная промышленность начала производить псевдовоенные раскраски более мягких тканей, имитировать фурнитуру под знаки отличия. Джон Гальяно, Анна Сюи, Commes des Garsons перенесли черты военной формы на выкройки юбок и платьев. Камуфляж прочно закрепился в спортивной одежде.

Также камуфлированная одежда пользуется определенным спросом у охотников, рыбаков, черных копателей и части туристов.

Модная расцветка под диких животных — леопард, зебра — также является одной из разновидностей камуфляжа.

В некоторых субкультурах, таких как риветхеды, НС-скинхеды, некоторые направления в готике, киберпанк, панк, и особенно в культуре сталкеров, одежда камуфляжной окраски является важным и необходимым элементом. Камуфляжную одежду носят в сочетании с армейскими ботинками или массивными кроссовками, кожаными перчатками-беспалками и украшениями в панк-стиле.

Примеры

  • Советские офицеры в камуфляжной зимней полевой форме.

  • Рыба-камень
    в Красном море

  • Камуфляжная окраска танка

  • Замаскировавшийся снайпер

  • Снайпер в камуфляжном костюме


  • Полёвка-экономка
  • Веерохвост
  • 72-й разведывательно-диверсионный батальон
  • Нестор-кака
  • Губернатор Чукотки побывал в фермерстве «Дары Чукотки» в городе Анадыре

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования