Свидание на Млечном пути


«Свидание на Млечном пути» — советский художественный фильм 1985 года, снятый на Рижской киностудии режиссёром Янисом Стрейчем.

Сюжет

«О женщине на войне, о фронтовых друзьях, о любви тогда» — по сценарию Ингриды Соколовой, основанному на её одноимённой повести — отчасти автобиографичной — посвящённой памяти её мужа Михаила Соколова. Повесть опубликована в переводе на русский язык в 1987 году.

1944 год. Великая Отечественная война. Военный переводчик, спецпропагандист политуправления фронта Астра Леиня получает разрешение служить в той же дивизии, в которой воюет её жених. Она не виделась с ним три года. Расставаясь, они условились каждую полночь смотреть на Млечный Путь и мысленно встречаться. И теперь она пробирается вдоль линии фронта в часть любимого — пешком и на попутных машинах, подвергаясь смертельной опасности, становясь свидетельницей драматических событий войны…

Своеобразным продолжением фильма можно считать следующий фильм Яниса Стрейча, тоже по автобиографичному сценарию Ингриды Соколовой: «Песнь, наводящая ужас».

В ролях

В главной роли:

  • Инара Слуцка — Астра

В остальных ролях:

  • Нина Ильина — Аня
  • Елена Скороходова — Таня
  • Елена Казаринова — Валя
  • Наталья Заболотная — Соня
  • Анатолий Лукьяненко — Борис
  • Игорь Чернявский — Нестеренко
  • Бессарион Хидашели — Манаргия
  • Манана Цховребова — военврач

В эпизодах:

  • Эдда Урусова — хозяйка дома
  • Леонидс Грабовскис — Гюнтер
  • Александр Белина — Иван
  • Людмила Зверховская — регулировщица
  • Владимир Шпудейко — шофёр
  • Евгений Пашин — шофёр
  • Вера Саранова — девушка на переправе
  • Галина Ковганич — Галина
  • Тоомас Урб — Юко
  • Анатолий Барчук — майор
  • Юрий Нездыменко — адъютант
  • Виктор Маляревич — солдат
  • Александр Милютин — солдат
  • Виктор Панченко — солдат
  • Николай Олейник — раненный солдат
  • Рихард Рудакс — немец-музыкант
  • Имантс Кренбергс — немец
  • Владимир Алексеенко — старик
  • Наталия Гебдовская — старуха

О фильме

Кинокритик Михаил Ямпольский в рецензии на фильм в журнале «Искусство кино» писал, что этот фильм «неожиданно и резко отклоняется от традиции военного фильма», хотя воссоздание в нём военного пейзажа реалистично и точно, но «война предстает в каком-то непривычном виде», при этом парадоксально — при ослаблении привычной достоверности кадров

фильм производит сильное эмоциональное впечатление, он затрагивает какие-то глубинные пласты восприятия, касается универсальных архетипов человеческого сознания, хотя его и нельзя назвать психологическим в традиционном смысле слова. Ощущение кинематографической силы и психологической точности накладывается здесь на ощущение странной ирреальности происходящего…

Критик не спешил с отнесением фильма в список «фильмов с устаревшей поэтикой» пытаясь разобраться:

Но в фильме столько загадок, что ограничиться скоропалительным диагнозом было бы легкомысленно. Для начала попробуем разгадать загадки. Они возникают уже на уровне сюжета.

Для правильного понимания фильма, по-видимому, сразу же следует признать, что война для Стрейча одновременно является и слоем действительности, и миром души. Военный космос превращается режиссером некий ландшафт человеческого сознания и подсознания отсюда подчеркнутая условность фактур. Путешествие Астры это не только путешествие по дорогам войны, но и путь сложного самопознания, движение души в субъективном мире человеческих желаний, страстей, приближение к цели одновременно реальной и почти мнимой. В этом путешествии многое от сказки, с условными пространством и временем, с ее странствованием нереальной целью («пойди туда, незнаю куда») через череду непреодолимых препятствий и символических испытаний. Героиня проходит испытание всеми стихиями : воздухом, водой, огнем. Цель испытаний преодоление гнетущего женского одиночества и одновременно достижение того состояния гармонии, покоя, счастья, которое никогда не достижимо в полной мере. Отсюда и невозможность финальной встречи.

По сути дела мир фильма в значительной степени строится как проекция женского сознания, глубоко перепаханного войной.

При этом критик отмечал, что загадки и символы, двойные значения и их матафоричность расставлены по всему фильму; это и имя героини — Астра (с лат. — «Звезда», но имеет и другой смысл — «Победа», что отражено в латинском выражении Per aspera ad astra — «Через тернии к звёздам» или другой вариант «Через потери к победе»), и даже её военная специальность — спецпропагандист — символична, что раскрывается в эпизоде, где она, вооруженная огромным мегафоном, невидимая для немецких солдат, читает им письма от родных, и они слышат её спускающийся с небес голос, в котором сублимировано идеальное женское начало — война исключает телесный контакт с женщиной, с любимой и будущей матерью, с жизнью.

Фестивали и награды

Фильм вошёл в конкурсную программу Всесоюзного кинофестиваля (1986, Алма-Ата), но призов не получил.


  • Додек на фронте
  • Города и годы (фильм, 1930)
  • Попутчик (фильм, 2007)
  • Мой добрый папа
  • Заключительный аккорд

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования