Престол славы


Престол славы (ивр. ‏כסא הכבוד‏‎) — в авраамических религиях представление о том месте, откуда Бог проявляет Своё величие и славу.

В православных храмах престолом Божиим называется то возвышенное место среди алтаря, на котором сам Господь таинственно присутствует среди верующих. В Священном Писании престолами называются и святые бесплотные духи, составляющие, по Дионисию Ареопагиту, третий чин небесной иерархии.

Ветхий Завет

Пророк Миха рассказывает царю: «Я видел Господа, сидящего на престоле Своём, и всё воинство небесное стояло при Нём, по правую и по левую руку Его» (3Цар. 22:19).

Пророк Исаия поэтически описывает одно пророческое видение: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и края риз Его наполняли весь храм; вокруг Его стояли Серафимы» (Ис. 6:1—2). Иезекиил также говорит: «И видел я вот на своде, который под главами Херувимов, как бы камень сапфир, как нечто похожее на престол» (Иез. 10:1).

В других местах пророки выражаются более конкретно о престоле славы:

  • Иеремия говорит: «Престол славы, возвышенный от начала, есть место святилища нашего» (Иер. 17:12), и в будущем назовут весь Иерусалим престолом Господним (Иер. 3:17);
  • другой пророк называет всю вселенную «престолом Божиим»: «Так говорит Господь: Небеса — престол Мой, а земля подножие ног Моих» (Ис. 66:1).

В устах псалмиста престол славы — это символ справедливости: «Правосудие и правота — основание престола Твоего» (Пс. 88:15).

Аггада

По мнению агадистов, престол славы находится на высшем из семи небес «arabot» (ивр. ‏ערבות‏‎; Хаг., 12б); он один из семи предметов, существовавших до сотворения мира (Пес., 54а); души праведников после смерти пребывают под престолом славы (Шаб., 152б). Когда Моисей взошёл на небо получить Тору и ангелы запротестовали, Моисей испугался их, но Бог распростёр Свою славу из престола на Моисея и защитил его (Шаб., 88б).

В каббале

Престол славы играет большую роль в позднейшей каббале. Идея о проявлении божественной славы постепенно выкристаллизовалась в каббалистическом термине «כח הצמצום והקו» (сила «контракции» и излучения). По Зогару, лик патриарха Якова выгравирован в престоле славы (Зогар, ויגש, 211а).

В исламе

Арш — престол славы согласно Корану; наивысшее место, которое объемлет всё сущее и находится над ним. Термин упоминается в нескольких аятах Корана.


  • Суибне мак Колмайн
  • Линденштраус, Миха
  • Валак (царь)
  • Итобаал III
  • Вторая книга Еноха

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования