Новокузнецкий трамвай


Новокузнецкий трамвай — трамвайная система в городе Новокузнецк Кемеровской области, открытая 30 ноября 1933 года. Является первой трамвайной системой Западной Сибири и первой за Уралом системой, построенной в годы Советской власти (Новосибирский трамвай был пущен на несколько месяцев позже), а также второй в России восточнее Урала (первая была открыта во Владивостоке).

Особенность новокузнецкой трамвайной системы заключается в том, что она состоит из двух физически не взаимосвязанных сетей, никогда не соединявшихся друг с другом: одна сеть работает только в Заводском районе, другая сеть работает на территории Кузнецкого, Куйбышевского, Орджоникидзевского и Центрального районов города.

Маршрутная сеть

История

Начало строительства новокузнецкой трамвайной системы началось летом 1933 года с однопутной линии от Деревообрабатывающего завода (ДОЗ) до железнодорожного вокзала по Ворошиловскому шоссе, улице Орджоникидзе, проспекту Молотова. Этот участок был торжественно пущен в эксплуатацию в 16:00 30 ноября 1933 года от Площади Побед — таким образом, новокузнецкая трамвайная система была запущена на несколько месяцев раньше новосибирской, второй в азиатской России после Владивостока. Для пуска трамвая было получено 8 моторных вагонов серии Х и 10 прицепных вагонов серии М Мытищинского машиностроительного завода. По линии ходил трамвайный маршрут № 1 ДОЗ — Вокзал.

В 1934 году была проложена линия до ст. Водная (в районе современного Левобережного жилмассива) и в Араличево, сооружено трамвайное кольцо на Левом Берегу, запущены маршруты от Площади Побед до ост. «Водная» (№ 2) и до ост. «Араличево» (№ 3). В 1935 году были спрямлены два участка по трамвайных путей по проспекту Молотова, уложены вторые трамвайные пути по Соцгороду и от ост. «Звуковое кино» до ост. «Вокзал» с установкой металлических опор на двухпутном участке, получены ещё 2 моторных и 4 прицепных вагона. В 1938 году через Кузнецкий мост трамвай направился в Кузнецкий район — проложена трамвайно-железнодорожная линия линия (с третьим рельсом) до ост. «Почта», продлён маршрут № 2 до неё. Лишь в 1972 году с постройкой нового Кузнецкого моста и отдельного железнодорожного моста в районе Топольников трамвай пошёл по отдельным выделенным путям. В 1939 году трамвайный цех, входивший до этого в состав КМК был передан в ведение Горсовета и стал городским коммунальным предприятием, получено дополнительно 2 моторных и 4 прицепных вагона, в 1948 году — ещё 6 вагонов.

В 1949 году на линию вышел новый трамвайный вагон М-38, полученный из Москвы. В 1950 году были построены однопутная линия «Вокзал — Точилино» с разъездами на нескольких остановках и двухпутная линия «Советская площадь — ДК Алюминщиков». В 1951 году город начал эксплуатировать вагоны КТМ/КТП-1, и 6 ноября был запущен маршрут № 4 «КМК — Точилино». В 1956 году линия от ост. «ДК Алюминщиков» в Кузнецком районе была продлена далее по улице Ленина до ост. «Малоэтажка». В 1963 году были построены новые линии от КМК до Левого берега в Центральном районе по улице Орджоникидзе, проспектам Кузнецкстроевский, Октябрьский и Дружбы, от ост. «Точилино» до ост. «Лыжная база» в Куйбышевском районе и от ост. «Малоэтажка» до ост. «Мебельная фабрика» в Кузнецком районе, а участок по Болотной улице до ост. «Станция Водная» был демонтирован.

В 1966 году была построена трамвайная линия от ост. «Лыжная база» до ост. «Сосновый бор», началось строительство трамвайной сети и трамвайного депо в Заводском районе. В 1967 году город получил первые десять вагонов Татра-Т3 из Чехословакии, впоследствии ставшие основой подвижного состава трамвайной сети города до 1990-х годов. Из всех трамвайных хозяйств Кемеровской области эти трамваи эксплуатировались только в Новокузнецке. В 1968 году была построена линия по проспекту Курако, пути для заезда вагонов в депо с проспекта Металлургов до проспекта Курако были демонтированы, как и участок путей от ост. «2-я Береговая» до ост. «ДОЗ», введён участок от ост. «Речной вокзал» до «Стройбазы». По проспекту Курако сначала был запущен маршрут № 4 «КМК — Лыжная база», но вскоре маршрут № 4 перенесли на проспект Металлургов, а по проспекту Курако был пущен маршрут № 5 «КМК — Транспортная». 27 ноября 1969 года было открыто движение по Заводскому району к Западно-Сибирскому металлургическому заводу. В этом же году была построена трамвайная линия от ост. «30-й квартал» до ост. «Мебельная фабрика» через Технический проезд и улицу Обнорского.

В 1972 году было введено в эксплуатацию трамвайное депо № 3 в Кузнецком районе, поступили первые трамвайные вагоны типа КТМ-5М3. В 1973 году была построена трамвайная линия от ост. «Комсомольская площадь» до ост. «Транспортная» по проспекту Дружбы, улицам Кутузова и Циолковского протяженностью 5,5 км (все пути были уложены на железобетонные шпалы). В 1974 году были построены трамвайные пути по улице Лазо от трамвайного депо № 1 до проспекта Курако.

В 1980—1981 годах велось строительство трамвайных путей из Кузнецкого района в Орджоникидзевский район. 19 февраля 1981 года было открыто движение до ост. «Байдаевская», а 18 апреля 1987 года введён в эксплуатацию участок путей до ост. «Таштагольская», введены новые маршруты № 6 и № 8 до ост. «Советская площадь» (сначала от ост. «Байдаевская», затем от ост. «Таштагольская»).

В 1990 году в город поступили чехословацкие вагоны нового поколения — Tatra T6B5. В 1990-е годы был закрыт маршрут № 9 от ост. «Лыжная база» до ост. «Сосновый бор», а сам участок был демонтирован; остановлено строительство и демонтированы трамвайные пути из Заводского района в Новоильинский; поступили в эксплуатацию трамвайные вагоны 71-608К (1993 год), 71-608КМ (1995 год); списаны последние пассажирские вагоны Татра-Т3 (1999 год).

Также осуществлялись перевозки старым маршрутом № 7 (КМК — Комсомольская площадь) через ул. Болотную и новым, действовавшим до 2003 года, маршрутом № 7 (КМК — Советская площадь), как сокращённый вариант маршрутов № 2 и № 9. Эти маршруты относились к депо № 1. У действующего маршрута № 8 ранее был сокращённый вариант Советская площадь — Мебельная фабрика. Депо осталось прежним: № 3. Связывал Куйбышевский район с с. Сосновкой Новокузнецкого района старый маршрут № 9 Лыжная база — Сосновый бор. Последний рейс был в 1990 году.

До 2005 года действовал маршрут № 1 Транспортная — Стройбаза, проходивший по проспектам Курако и Строителей. Относился к депо № 1. К этому же депо относился и старый маршрут № 2 КМК — Малоэтажка, следовавший по Болотной улице в Центральном районе. В 2005 году был закрыт маршрут № 1, демонтирован участок путей от КМК до Стройбазы.

В 2006 году было убрано «малое» трамвайное кольцо КМК, которое использовалось для разворота трамваев маршрутов 2, 4, 9 и отстоя служебных вагонов. В том же году были получены первые два трамвайных вагона серии 71-619.

В 2007 году было ликвидировано трамвайное кольцо на Советской площади, в итоге — маршруты № 6, 8 продлены до ост. «Транспортная», маршрут № 12 — до ост. «Малоэтажка». Маршрут № 11 Транспортная — Советская площадь просуществовал до того же года. Проходил по следующим улицам: Транспортная улица, проспект Металлургов, улица Орджоникидзе, Кузнецкстроевский проспект, Октябрьский проспект, проспект Дружбы. С оптимизацией движения были закрыты маршруты № 13 Транспортная — Советская площадь (укороченный вариант маршрута № 12), № 14 (как современный маршрут № 2, в обоих направлениях следующий через ост. «Малоэтажка») и № 15 (как современный маршрут № 9, в обоих направлениях следующий через ост. «Ферросплавный завод»). К депо № 1 принадлежат маршруты № 3, № 9, № 11, № 12, № 12А. Маршруты линии КМК — Байдаевская № 14 и № 15 обслуживались депо № 3.

В 2008 году был закрыт маршрут № 4 с последующей разборкой трамвайных путей на участке от ост. «Лыжная база» до ост. «Транспортная», введён маршрут № 12А от ост. «КМК» до ост. «Малоэтажка» (отличие от маршрута № 12 — движение на участке от КМК до Привокзальной площади по улице Орджоникидзе и проспекту Металлургов).

К депо № 3 относился существовавший до 2009 года маршрут № 6К Таштагольская — Малоэтажка, проходящий по улице Обнорского и Техническому проезду.

В 2013 году трамвайные депо города получили четыре кузова трамвайного вагона АКСМ-60102 из Белоруссии.

31 декабря 2014 года был закрыт маршрут № 3 Транспортная — Куйбышево, прикреплённый к депо № 1, который осуществлял перевозки через проспект Металлургов. По проспекту Металлургов начал курсировать маршрут № 5. В то же время работали старый (КМК — ст. Водная) и новый (КМК — Лыжная база) маршруты № 4[прояснить], осуществлявшие движение по Болотной улице в центре и проспекту Металлургов через остановку «Транспортная» соответственно.

16 мая 2015 года в связи с реконструкцией проспекта Курако был закрыт маршрут № 12. В результате трамвай был заменён троллейбусом, демонтирован выезд/въезд из Депо № 1 на проспект Курако.

1 ноября 2016 года был закрыт участок «Машзавод — Куйбышево», отменён неэффективный маршрут № 3К «КМК — Куйбышево», а линия КМК — Машзавод работала только для рейсов из/в Депо № 1.

21 сентября 2019 года закрылась линия на проспекте Металлургов, в связи с его реконструкцией. Закрытие объявлялось временным, но линия была разобрана. В результате маршруты 6 и 8 вновь были сокращены до остановки «Транспортная», а маршрут № 5 следовал от КМК до Транспортной.

В октябре 2019 года из Москвы поступило 10 б/у трамваев модели 71-619А.

По состоянию на 2020 год в городе действует три муниципальных трамвайных предприятия (МТП), в каждом из которых действует по одному депо. Действует 6 маршрутов. Насчитывается 98 вагонов.

Путевая система имеет две соединенные между собой линиями на Кузнецком мосту. Ветка в Центре расходится от остановки Комсомольская площадка на Транспортную и КМК. Ветка на Кузнецк расходится на Кузнецкое шоссе и улицу Обнорского. Обратно сходятся в Орджоникидзевском районе и до конечной остановки Таштагольская. Имеется шесть разворотов. Отдельная прямая трамвайная линия находится в Заводском районе. Имеется три разворота.

Подвижной состав представлен трамвайными вагонами производства Усть-Катавского вагоностроительного завода и Белкоммунмаш — КТМ-5М3 (71-605), более новой модификации КТМ 71-605А, а также приобретённые в 1990-х годах — 71-608К и 71-608КМ, с 2006 года в город начали поступать вагоны модельного ряда 71-619. В 2013 году в городе появились вагоны АКСМ-60102. В 2020-м – 71-623 и 71-142.

Перспективы развития

В генеральном плане города, принятом в 2010 году, были представлены, в частности, приоритеты развития транспортной инфраструктуры города, предусматривавшие в ходе реконструкции демонтаж трамвайных путей на проспекте Металлургов в 2017 году с возможностью восстановления трамвая в перспективном будущем. Также генплан предусматривает строительство разворотного кольца на Привокзальной площади.

31 октября 2019 года мэр заявил о восстановлении трамвайной линии на проспекте Курако (генплан города предусматривал трамвайный маршрут на этом проспекте), однако сроки строительства не были обозначены.

В 2015-2018 годах выполнен капитальный ремонт трамвайных путей на Кузнецкстроевском проспекте и кольце возле Дома Быта, улице Орджоникидзе, от остановки Левый берег до Кузнецкого моста. В 2010 году капитально отремонтирован аварийный участок путей по проспекту Металлургов. Реконструировано трамвайное кольцо возле НКМК и на остановке Малоэтажка с новым диспетчерским пунктом.

Происходит оптимизация маршрутной сети. Так, например, для удобства горожан маршруты № 6 и № 8 продлены до центра города, в 2007 году вновь заработал ранее закрытый кольцевой маршрут № 5.

Производится обновление подвижного состава. В период с 2006 года по 2010 год поступило 12 новых трамваев, в том числе 8 современных модели 71-619. Производится капитальный ремонт существующего подвижного состава. В ходе ремонта, выполняемого собственными силами в депо, трамвайный вагон подвергается комплексной реновации. В результате — увеличение срока службы вагона и улучшение качества перевозок пассажиров. С 2010 года в вагонах устанавливаются автоматические информаторы остановок, которыми предполагается оборудовать все вагоны. Всё это способствует улучшению культуры обслуживания пассажиров трамвая.

Стоимость проезда

С 01.12.2010 соответственно 9 и 4 руб.

С 01.11.2012 соответственно 10 и 4 руб.

С 01.04.2013 соответственно 12 и 4 руб.

С 01.12.2013 соответственно 14 и 4 руб.

С 01.11.2014 соответственно 15 и 4 руб.

С 01.11.2015 соответственно 16 и 4 руб.

С 20.12.2018 соответственно 20 и 10 руб.

Возможные сокращения маршрутов

Для реагирования на возможные аварии, дорожную ситуацию или ремонты путей вагоны могут отклоняться от маршрутов или разворачиваться на промежуточных разворотах. Для информирования пассажиров используются дополнительные таблички и звуковые объявления в салон.

Депо № 3:

Депо № 1

В депо № 1 табличку в депо ставят обычно на кольце НКМК для следования через остановки Площадь побед и ГПТУ-11 без посадки. В случае поломки или опоздания 5-го или 12-го маршрутов возможен заезд в депо по ул. Лазо, в таком случае такую табличку ставят на Малоэтажке/Транспортной и объявляют о том что вагон идет только до Крытого рынка.

Оповещение водителей о закрытии линий производится по конечным Байдаевская, Транспортная и НКМК. После получения информации о закрытии водитель связывается с диспетчером и согласовывает изменение схемы движения.

Путевое хозяйство

Новокузнецкий трамвай имеет протяженную и разветвлённую путевую сеть, обслуживает почти все районы города, за исключением Новоильинского. Общая протяжённость путей новокузнецкого трамвая в двухпутном исчислении составляет 52,2 км.

Встречаются ограничения 5, 10, 15 км/ч. Часто они обозначаются табличкой с указанием скорости ограничения в начале участка, в конце участка табличек нет.

  • на перегоне Транспортная — Вокзал в кривой перед автовокзалом — 10 км/ч, приблизительно 50 м.
  • на перегоне Левый берег — Советская площадь — 10 км/ч на Кузнецком мосту, 450 метров.
  • на перегоне Узловая — Коммунарка — 15 км/ч на спуске в сторону Байдаевской длиной 200 м и 10 км/ч в кривой в обеих направлениях — приблизительно 50 м.
  • На перегоне ОРС — Мурманская — 10 км/ч, приблизительно 50 м.

Энергохозяйство

Контактная сеть трамвая протяженностью 112 километров 487 метров питается от 15-ти тяговых подстанций. Напряжение сети трамвая 550—600 вольт.система постоянного тока. Перевод стрелочных переводов на линии большей частью автоматический, причем применяются сериесные контакты «салазки», установленные на контактном проводе. Из основных не автоматизированы стрелки на пр. Октябрьском и на Комсомольской со стороны Транспортной, что создает большие неудобства водителям.

Трамвайные подстанции в центральной системе:

  • № 4 — рядом с кольцом НКМК.
  • № 3 — на ул. Ленина рядом с ост. Малоэтажка.
  • № 21 — рядом с кольцом Байдаевская.

и т. д.

Структура

Трамвайное хозяйство состоит из трёх депо и двух обслуживающих организаций.

  • МТП № 1 с трамвайным депо № 1 (открыто в 1933 году), находится в Куйбышевском районе на улице Лазо, обслуживает кольцевой маршрут № 5;
  • МТП № 2 с трамвайным депо № 2 (открыто в 1969 году), находится в Заводском районе на улице Климасенко, обслуживает маршрут № 10.
  • МТП № 3 с трамвайным депо № 3 (открыто в 1973 году) расположено в Кузнецком районе на Кузнецком шоссе, обслуживает маршруты № 2, 6, 8, 9.
  • МКП ТП ГЭТ — служба пути. Контора и основная база находиться в депо № 1. Дополнительные базы имеются в депо № 2, на кольцах Транспортная и Байдаевская.
  • МКП СиП ГЭТ — энергохозяйство. Контора — в троллейбусном депо, база — рядом с кольцом КМК.

С 6 августа 2014 года поле слияния всех предприятий ГЭТ в МТТП НГО предприятия стали именоваться как депо № 1,2,3 и служба «трамвайные пути» и «энергохозяйство».

Описание конечных остановок и разъездов

Конечные и сквозные остановки:

  • НКМК (КМК) — самая крупная на сегодняшний день конечная остановка в городе. Есть возможность разворота с обеих сторон, имеется прямой путь в обход кольца, два запасных пути. Прямой путь не используется. Две стрелки, наиболее загруженные для разворота вагонов с обеих сторон автоматизированы. Используется для разворота трамваев маршрутов № 2, № 5, № 9.

Ранее, состояла из двух колец, имелось больше запасных путей, был тупик на базу МКП СиП, где стоял сетеизмеритель С-32; был выезд на пр. Строителей.

  • Транспортная — расположена неподалеку от железнодорожного вокзала. Состоит из кольца без объездного пути и запасного пути в сторону вокзала и КМК. Конечная остановка для маршрутов № 5, № 6, № 8. Запасной путь обычно занят спецвагоном С-8, базирующимся на этой остановке. Автоматизированы две стрелки кольца. Был выезд в Точилино (до декабря 2008 г.) и в Сосновку (до 1990 г.), а также на пр. Курако (до мая 2015 г.) и пр. Металлургов (до октября 2019 г.).
  • Малоэтажная — расположена в Кузнецком районе. Имеет кольцо и прямой путь, один запасной путь. Сквозная для маршрутов № 2, № 8. Автоматизирована только одна стрелка, со стороны центра, наиболее используемая. Выезд в сторону Орджоникидзевского района используется только для маневров по опережению вагонов и для выезда спецвагонов.
  • Трамвайное депо № 3 — расположена напротив одноименного депо в Кузнецком районе. Кольцо без прямого пути. Для разворота вагонов используется редко. На оборотных участках кольца предусмотрен обед вагонов.
  • Байдаевская — расположена в Орджоникидзевском район. Кольцо без прямого пути. Используется для разворота 2, 9 маршрутом; сквозные 6, 8. На оборотном участке со стороны Таштагольской обычно стоит спецвагон С-14, базирующийся на данной конечной остановке.
  • Таштагольская — самая восточная конечная остановка в городе. Расположена в Орджоникидзевском районе. Используется 6, 8 маршрутом. Кольцо с одним сквозным запасным путем.
  • Мориса Тореза — расположено в Заводском районе для разворота маршрута № 10. Имеет запасной прямой путь.
  • Восточная — расположено в Заводском районе недалеко от Полосухино для разворота маршрута № 10. Имеется запасной путь для служебных вагонов.

Разъезды:

  • Рудокопровая — служебный съезд на однопутную линию в депо № 1. Ранее была полностью автоматизирована.
  • Комсомольская площадка — треугольник с проспекта Дружбы на Октябрьский проспект. Полностью используется в маршрутном движении. Автоматизирован только со стороны Левого берега.
  • Стадион — треугольник с улицы Ленина на Технический проезд. Поворот с Технического проезда в сторону Малоэтажной улицы в маршрутном движении не используется. До 2009 года по нему ходил маршрут № 6К. В случае закрытия движения в центре из-за аварии или дтп вагоны следуют до Стадиона проходя по кольцу участок Автоотряд — Стадион.
  • Автоотряд — треугольник на перекрестке улицы Обнорского и Кузнецкого шоссе. В маршрутном движении съезд с Обнорского в сторону Мебельной фабрики не используется, по нему осуществляются заходы с № 6, № 9 и выходы на № 2, № 6 маршрут из депо № 3.
  • Мебельная фабрика — съезды и однопутный треугольник в депо № 3.
  • Депо № 2 — однопутный и рядом двухпутный треугольник в депо № 2

Бывшие конечные остановки и разъезды:

  • Сосновый бор — была расположена от с. Сосновка. Использовалась для разворота маршрута № 9 «Сосновый бор — Лыжная база». Демонтирована в 1990 году.
  • Стройбаза — была самой северной остановкой в Центральном районе. Использовалась для разворота маршрута № 1 «Транспортная — Стройбаза». Кольцо с одним сквозным запасным путем. Демонтировано летом 2005 года.
  • Советская площадь — располагалась сразу после въезда в Кузнецкий район. Использовалось для разворота 6,7,8 и 12 маршрута. Сквозные 2 и 9 маршруты. Демонтировано в 2007 году.
  • Лыжная база — располагалась в конце города. Использовалось для разворота маршрутов № 4, № 9 (до 1990 года). Демонтировано в августе 2008 года.
  • Точилино — с августа по декабрь 2008 года использовалось для разворота маршрута № 4.
  • Куйбышево — была самой западной остановкой города, использовалось для разворота маршрута № 3 «Транспортная — Куйбышево». После закрытия маршрута 1 ноября 2016 года, линия «Рудокопровая — Куйбышево» до сих пор не разобрана.
  • Площадь Побед — стрелки со стороны кольца КМК на проспект Курако. Автоматизирован. Ликвидирован в мае 2015 года.
  • Площадь Маяковского — треугольник с улицы Орджоникидзе на проспект Металлургов. Съезды с проспекта Металлургов на улицу Орджоникидзе в сторону ЦУМа и обратно не используется в маршрутном движении. Автоматизирован только со стороны КМК. Ликвидирован в октябре 2019 года.

Подвижной состав

Маршрутный подвижной состав

По состоянию на май 2021 года подвижной состав представлен следующими пассажирскими вагонами:

(Таблица подвижного состава представлена примерно на сайте http://transphoto.ru/city/73/ указан подвижные составы трамвайных депо и троллейбусного депо на настоящее время то есть на 2021 год.)

Нумерация вагонов:

  • 100—199 — МТП-2;
  • 200—299 — МТП-1;
  • 300—399 — МТП-3.

Единственная в городе (в настоящее время и в области) сцепка из двух вагонов (СМЕ) работала на 10 маршруте практически до конца 2014. Номера вагонов 139+163. В настоящее время все вагоны в городе ходят одиночками.

Специальный подвижной состав

  • 3 снегоочистителя марки ВТК-24 (на базе вагонов 71-605), называемых «Ветерок» (С-1, 27, 34);
  • 4 двуосных снегоочистителя моделей РГС-2 (С-18, 30) , ВТК-01 (С-2, 5);
  • 2 вагона контроля контактной сети, (С-32 на базе 71-608К, С-7 на базе 71-605);
  • 2 рельсотранспортера типа ТК-28, (С-16, С-31);
  • 1 грузовой вагон на базе 71-605 (С-29);
  • 2 служебных вагона на базе 71-605 (С-8, 14).
  • 1 буксир (С-236)

Почти все служебные вагоны состоят на балансе Службы пути (МКП «Трамвайные пути ГЭТ»), а ныне службы «Трамвайные пути». Исключение составляет вагоны С-7 и С-236, находящиеся на балансе 2 и 1 депо соответственно. Служба пути осуществляет текущий и капитальный ремонты трамвайных путей, расчистку трамвайных путей от снега и мусора.

Кроме основной базы службы пути в депо № 1 на Лазо 25 имеются её подразделения на кольце Транспортная и Байдаевская.

Ремонтом контактной сети трамвая и троллейбуса в городе занимается МКП « Сети и подстанции ГЭТ», а ныне служба «Энергохозяйство.»

Ранее действовавший подвижной состав

  • Моторные вагоны серии Х (1933—1966?) — 20 вагонов;
  • Прицепные вагоны серии М (1933—1966?) — 30 вагонов;
  • М-38 (эксплуатировался единственный вагон из Москвы (1948—1966) — 1 вагон;
  • КП (1948—1966?) — 4 вагона, в том числе 2 вагона переделаны в моторные;
  • МТВ-82 (1953—1965) — 1 вагон;
  • МС Двусторонние двукабинные вагоны Трамваи Путиловского завода (1956—1966) — 4 вагона;
  • ПС Бестележечные двусторонние вагоны на свободных осях Трамваи Путиловского завода (1956—1966) — 3 вагона;
  • С Прицепные вагоны серии С, вторые прицепы к составам Х+М (1958—1966) — 6 вагонов;
  • КТМ/КТП-1 (1950—1974) — 36/36 вагонов;
  • КТМ/КТП-2 (1961—1974) — 70/70 вагонов;
  • ЛМ-49/ЛП-49 (1959—1965) — 7/7 вагонов;
  • Tatra T3 (1967—1999) — 236 вагонов, в том числе 121 вагон в двухдверном варианте исполнения; в том числе 26 вагонов из города Иркутск;
  • Tatra T6B5 (1990—1994) — 15 вагонов.

Примечания:

  • Вагон МТВ-82 в 1953 получен из города Томск, впоследствии (1965 год) передан в город Осинники;
  • Вагоны ЛМ-49/ЛП-49 в 1965 году были переданы в город Горький (Нижний Новгород);
  • В 1994 году 10 из 15 вагонов Tatra T6B5 были переданы в город — Барнаул в обмен на 10 вагонов 71-608К, остальные 5 вагонов списаны до 1996 года.

Статистика

Протяжённость эксплуатационных трамвайных путей(на конец года; км)

Наличие пассажирских трамвайных вагонов (на конец года; штук)

Перевозки пассажиров трамваями (млн человек)

Аварии

  • В 1958 году на перегоне Редаково — Точилино служебный вагон (перевозивший шпалы) столкнулся с пассажирской сцепкой. Очевидно, были и погибшие (и водитель технического трамвая). Точные сведения засекречены. Возможно, после этого события, на этом перегоне, идущем по крутому склону вверх от остановки Редаково, был установлен специальный светофор, запрещающий въезд вагона до тех пор, пока идущий впереди вагон не преодолеет этот опасный участок.
  • 1970-е годы. Серия сходов с рельсов пассажирских вагонов на линии Лыжная база — Сосновый бор.
  • В 2011 году вагон № 235 при следовании по перегону Советская пл — Левый берег допустил столкновение с а/м встречного направления, в результате чего водитель автомобиля погибла на месте. Автомобиль занесло на снежной колее из-за превышения скорости движения и выбросило под трамвай.

  • Даляньский трамвай
  • Каирско-гелиопольский трамвай
  • Новокузнецкий автовокзал
  • Трамвай Буэнос-Айреса
  • Дрогобычский трамвай

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования