Радио Африка


«Радио Африка» — шестой «естественный» альбом группы «Аквариум». Включён в сводку «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира.

Альбом состоит из 14 песен (без бонусов), в том числе таких хитов «Аквариума», как «Капитан Африка», «Искусство быть смирным», «С утра шёл снег» и «Рок-н-ролл мёртв». Последняя песня после выхода альбома стала своеобразной «визитной карточкой» коллектива, а для многих — своеобразным гимном десятилетия.

Пять песен альбома вошли в сборник «Золотая Коллекция. Хрестоматия. Версия 1.3» — это больше, чем из любого другого альбома «Аквариума».

В 2010 году альбом занял 8-е место в списке «50 лучших русских альбомов всех времен», составленный журналом «Афиша» по итогам опроса молодых российских музыкантов.

История создания

Альбом «Радио Африка» был записан весной и летом 1983 года с участием множества музыкантов, среди которых были широко известные джазмены Сергей Курёхин и Игорь Бутман.

Название альбома восходит к идее Гребенщикова и Курёхина именовать свои совместные проекты «Радио Африка».

Запись началась ещё в конце зимы 1983 в студии Андрея Тропилло, когда начали готовиться предварительные наброски и «болванки» нового альбома «Аквариума». Финальная стадия записи и сведения альбома проходила в откомандированной в Ленинград передвижной студии MCI московского отделения фирмы «Мелодия» в период с 18 по 28 июля 1983 года. Передвижной вагон MCI прибыл в Ленинград для записи живых программ классической музыки. Вагон стоял прямо на Невском проспекте в двадцати шагах от гостиницы «Европейская», которая тщательно охранялась милицией. Скорее всего, эта двухнедельная командировка сотрудников «Мелодии» так бы и ограничилась этими филармоническими записями, не окажись за 24-канальным пультом MCI звукооператор Виктор Глазков — давний приятель Андрея Тропилло. Используя служебное положение, последний смог убедить администрацию психологического факультета профинансировать студийное время в MCI, что обошлось факультету в сумму в размере трёх тысяч рублей. Далее Андрею удалось оформить документы на работу «Аквариума», как официальный заказ «Мелодии». После оформления необходимой документации Тропилло посредством нескольких бутылок водки договорился с дежурным монтёром о подаче электроэнергии в вагон в ночное время.
В течение десяти дней сразу три группы — «Аквариум», «Мануфактура» и «Странные игры» — получили возможность в вечерние и ночные часы работать на сверхсовременной аппаратуре. Борис Гребенщиков об альбоме:

Мечтой было сделать полнокровную разнообразно позитивную пластинку. Что и произошло. Тут и Курёхин с Бутманом и общим джазом, и наше «reggae», и обратные гитары с барабанами, и хор шаолиньских монахов, и Ляпин, c которым мы, наконец, нашли общий язык — всё это в сумме и породило желаемый эффект. (Гребенщиков Б. Б. Краткий отчёт о 16-ти годах звукозаписи. 1997.)

Во время записи царил такой же хаос, как и на предыдущих альбомах — на запись приходили те, кого можно было собрать в этот день, этим и объясняется участие в записи полутора десятка музыкантов (включая четверых барабанщиков и четверых басистов, среди которых был и Александр Титов, которого привёл Дюша Романов и который с первого раза записал бас в песне «Время луны»). Последствия авангардистских поисков Гребенщикова—Курёхина не могли не сказаться на звуке. По инициативе Гребенщикова в студии начали применяться нетипичные для предыдущих альбомов «Аквариума» звуки — от допотопных квази-клавиш («Время Луны») до экзотических на тот момент японских электронных барабанов.

Решающий штурм студии происходил в последние двое суток, когда появилась надежда закончить альбом ещё до отъезда фургона в Москву. Несмотря на героические усилия, «Аквариум» явно не успевал закончить сведение. Тогда Глазков, подарив своему шефу из «Мелодии» бутылку армянского коньяка, спас ситуацию, отложив отъезд звукозаписывающего фургона ещё на один день. В последний момент Гребенщиков принёс шумы — одолженную в фонотеке «Ленфильма» плёнку со звоном колоколов, а также звуки мирового эфира, извлечённые из радиоприёмника «Казахстан» и записанные на бытовой магнитофон в туалете Дома Юного техника. Сведение альбома закончилось 28 июля 1983 года в 6 часов утра. Через неделю после записи специальное прослушивание альбома «для своих», состоявшееся в переполненном Белом зале ленинградского рок-клуба, завершилось под гром аплодисментов.

В песне «Искусство быть смирным» есть строки, почти буквально совпадающие со словами припева песни «Take Me to the River» из альбома «More Songs About Buildings and Food» (1978) группы «Talking Heads»:

Take me to the water, drop me in the river

Push me in the water, drop me in the river

Возьми меня к реке,
Положи меня в воду…

Сам Гребенщиков даёт следующее пояснение:

Старый спиричуэлз. И Лу, и Talking Heads взяли это из любовных негритянских гимнов, а гимны эти были построены в основном на псалмах Давида. По-моему, это достойный источник. Готов цитировать из псалмов Давида и дальше.
(Из интервью БГ газете «Салон AV» 16 ноября 2000 года.)

Для «Радио Африка» была также записана песня «Дикий мёд», но в альбом она не вошла.

Оформление обложки

Автор обложки альбома — Андрей «Вилли» Усов (идея принадлежит собственно членам группы). Можно сказать, что оформление «Радио Африка» стало вершиной сюрреалистического самовыражения «Аквариума». На внешних сторонах обложки ни разу не встречается название группы, на фотографиях запечатлён силуэт Всеволода Гаккеля (фотография на лицевой стороне сделана на пустынном побережье Финского залива возле гостиницы «Прибалтийская»), причём на задней стороне обложки — в образе «получеловека-полускульптуры» с непропорционально большой головой. Также на бобинные коробки с записью альбома приклеивались фотографии полуобнажённого Гребенщикова, которые изначально должны были стать обложкой альбома. Все фотографии были сделаны десятирублёвым «Любителем».

Иероглифы на лицевой стороне обложки альбома выполнены китаеведом Сергеем Пучковым.

Участники записи

Аквариум:

  • БГ — вокал, гитара
  • Сергей Курёхин — клавишные (2-4, 7-13)
  • Андрей Романов — вокал (9), флейта (5), подпевка
  • Всеволод Гаккель — вокал (7), виолончель (13, 14), бас-гитара (5, 11), подпевка
  • Александр Ляпин — электрогитара (1,2, 5, 6, 8-12, 14)
  • Михаил Файнштейн-Васильев — бас-гитара (1-4, 6, 9, 12-14), перкуссия (5)
  • Пётр Трощенков — ударные (1, 6, 14)

Приглашенные музыканты:

  • Игорь Бутман — саксофон (2-4, 9)
  • Владимир Грищенко («Гольфстрим») — бас-гитара (8)
  • Александр Титов — бас-гитара (10)
  • Евгений Губерман — ударные (2, 3)
  • Михаил Кордюков — ударные (4, 5, 8-11)
  • Александр Кондрашкин («Странные игры», «Мануфактура», «Тамбурин») — ударные, перкуссия (13)
  • Лилия Хоценовская («Джаз-комфорт») — бэк-вокал (11)

Версии альбома

Музыка и текст — БГ, кроме специально отмеченной.

Версия 1.0 — 1983

  • Музыка серебряных спиц (3:06)
  • Капитан Африка (4:53)
  • Песни вычерпывающих людей (3:16)
  • Змея (0:58)
  • Вана Хойа (5:27)
  • Рок-н-ролл мёртв (5:14)
  • Радио Шао-Линь (1:33)
  • Искусство быть смирным (4:54)
  • Тибетское танго (3:07) (С. Курёхин)
  • Время Луны (3:52)
  • Мальчик Евграф (2:28)
  • Твоей звезде (2:07) — инструментал
  • С утра шёл снег (3:50)
  • Ещё один упавший вниз (5:27)
  • В версии 1.0 имеются мелкие неполадки — не очень устойчивое стереозвучание в некоторых треках. Последний трек «Ещё один упавший вниз» вышел в «моно», в самом конце трека имеются мелкие неполадки звучания

    Бонус-треки

    Присутствуют на диске «Антология — VI. Радио Африка».

  • Платан (studio version) (5:25)
  • Сторож Сергеев (studio version) (3:19)
  • Альтернатива (2:42)
  • Все три бонус-трека — это записи из студии Тропилло, которые были сведены и окончательно оформлены в звукозаписывающем вагоне MCI. Также они вышли на одноимённом сборнике, причём «Альтернатива» в другой версии.

    Версия 1.1 — 1988

    Данная версия выпущена фирмой «Мелодия» тиражом 30000 экз. на виниловой пластинке.

    Внесены следующие изменения:

  • Исправлены неполадки стереозвучания, последний трек «Ещё один упавший вниз» вышел в стерео
  • Убраны треки Вана Хойа и Твоей звезде с целью сокращения альбома
  • Урезаны некоторые треки с целью сокращения альбома.
    • Сторона 1 — 20.33
  • Музыка серебряных спиц
  • Капитан Африка
  • Песни вычерпывающих людей
  • Змея (звук настройки радио отсутствует)
  • Вана Хойя (отсутствует на самой пластинке)
  • Рок-н-ролл мёртв
  • Радио Шао-Линь (звук настройки радио отсутствует в начале трека)
    • Сторона 2 — 22.00
  • Искусство быть смирным
  • Тибетское танго (С. Курёхин) (укорочено)
  • Время Луны (укорочено)
  • Мальчик Евграф
  • С утра шёл снег (укорочено, звук настройки радио в конце отсутствует)
  • Ещё один упавший вниз (первые 10 секунд обрезаны, запись в стерео)
  • Кроме того, выходили синглы «Мелодии» к этому альбому — «Искусство быть смирным» и «Капитан Африка».

    Издания


  • Дети Декабря
  • Д’обсервер
  • Фронт (альбом)
  • The Highwaymen
  • Сделано в Париже (альбом)

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования