Большой Крестовский мост


Большой Крестовский мост — автодорожный металлический разводной мост через Малую Невку в Санкт-Петербурге, соединяет Петроградский и Крестовский острова. Первый капитальный мост, построенный через рукава Невы.

Расположение

Мост соединяет Большую Зеленину и Петроградскую улицы. На Петроградской стороне к мосту также подходят Песочная набережная, набережная Адмирала Лазарева и Левашовский проспект.

Выше по течению находится Каменноостровский мост, ниже — Лазаревский мост.

Ближайшая станция метрополитена (900 м) — «Чкаловская».

Название

Первоначально мост именовался Крестовским или Петербургско-Крестовским (по названию островов, которые он соединяет). Существовало также название Колтовский, по названию прилегающей местности — Колтовские. Современное название мост получил в 1876 году, для отличия от Мало-Крестовского моста через Крестовку.

История

Впервые мостовой переход взамен лодочного перевоза появился здесь в 1850 году. Это был первый случай строительства нового постоянного моста через Неву и ее рукава на новом месте, а не взамен существовавшего ранее наплавного. Это был 13-пролетный деревянный мост балочно-подкосной системы, отверстием от 8,5 м до 12,8 м. Общая длина составляла 154,7 м, ширина — 8,53 м. Одним из серьезных недостатков моста была качка. Для ее устранения в 1859 году промежуточные опоры были перестроены по проекту инженера А. И. Штукенберга. В 1877 году мост был усилен и расширен для прокладки одиночного пути конки. В 1882—1883 годах мост был капитально перестроен и расширен. К началу XX века мост пришел в ветхое состояние и в 1904 году был закрыт для движения. В 1905 году произведён капитальный ремонт по проекту инженера П. А. Лихачева. К 1928 году здесь существовал деревянный 11-пролётный балочно-подкосный мост на деревянных опорах с разводным пролётом посередине, который состоял из четырёх деревянных подъемных рам. Разводка моста производилась вручную. Длина моста была 126,4 м, ширина 17,9 м.

Во время блокады разводной пролёт моста был сильно поврежден и уже не разводился. К 1948 году техническое состояние всего моста требовало капитального ремонта. Необходимость сооружения нового моста объяснялась не только неудовлетворительным техническим состоянием, но и его положением на важной транспортной магистрали, ведущей к паркам, стадионам, водным базам, домам отдыха и санаториям.

В 1949—1951 годах по проекту инженера «Ленгипроинжпроекта» П. В. Андреевского и архитектора Л. А. Носкова был построен пятипролетный металлический разводной мост. Строительство моста осуществляло строительное управление Ленмостстроя под руководством главных инженеров П. В. Андреевского, О. С. Чарноцкого, В. Е. Ефимова. Большой Крестовский мост стал первым крупным мостом, построенным в Ленинграде после окончания войны.

В 1994 году дощатый настил разводного пролёта был заменён на металлическую плиту с полиуретановым покрытием на проезжей части и тротуарах моста. В 2005—2006 годах производился ремонт металлоконструкций разводного пролётного строения моста. В 2007 году заменена гидроизоляции и асфальтобетонное покрытие на постоянных пролётах и полимерное покрытие на проезжей части разводного пролёта, демонтированы трамвайные пути.

Конструкция

Мост имеет пять пролётов, средний из которых — разводной. Длина моста составляет 135 (149,4) м, ширина — 25,5 м (из них ширина проезжей части 21,0 м и два тротуара по 2,25 м).

Стационарные пролётные строения моста представляют собой неразрезные двухпролётные цельносварные балки с параллельными поясами и сплошными стенками. В поперечном сечении каждый пролёт состоит из 7 главных балок, связанных между собой поперечными балками.

Разводное пролётное строение двукрылое раскрывающейся консольной системы с жестко прикрепленным противовесом и неподвижной осью вращения. В закрытом состоянии представляет собой консольную балку с продольно-подвижным шарниром в середине. В поперечном сечении каждый пролёт состоит из семи главных балок, причём четыре балки имеют оси вращения, а три балки осей вращения не имеют. Отверстие разводного пролёта в свету 22,9 метра. Раскрытие крыльев (максимальный угол — 78°) производится электрическими лебедками, но имеется и ручной привод для непредвиденных случаев. Вес противовесов составляет 325 т.

Устои моста железобетонные, массивные, снабжены обратными стенками. Тело устоев опирается на фундамент, имеющий низкий свайный ростверк. Сваи в фундаментах устоев деревянные длиной 10 м. Речные опоры монолитные железобетонные пустотелые, коробчатого типа. Опоры разводного пролёта состоят из парных опор, соединённых декоративными железобетонными арками вместо одинарных толстых опор, обычно сооружаемых в мостах с разводными пролетами. Фундаменты опор свайные на высоком ростверке. Сваи в фундаментах из металлических труб и заполненные внутри бетоном. Поверхности опор бетонные, обработаны рустовочным швом. Это первый в городе мост, опоры которого построены на высоком свайном ростверке

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 6 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — на постоянных пролетах асфальтобетонное по железобетонной плите, на разводном пролете полиуретановое покрытие по ортотропной плите. Тротуар отделён от проезжей части на постоянных пролётных строениях высоким гранитным парепетом, а на разводном — металлическим. На мосту установлено чугунное перильное ограждение, состоящее из решёток и тумб. Ограждения стилизованы под формы XVIII века и похожи на перила Зимней канавки. На устоях моста и опорах установлен гранитный парапет (установлен в 1956—1957 годах взамен бетонных парапетов). Фонарные столбы чугунные, трубчатого сечения. К ним на фигурных кронштейнах подвешены по два восьмигранных фонаря. Разводной павильон моста расположен на правом берегу с верховой стороны.


  • Средняя Колтовская улица
  • Мост Ветеранов (Санкт-Петербург)
  • Аптекарский мост
  • Мост Мирабо
  • Ново-Андреевский мост

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования