Линия МЦД-2

16-03-2022, 07:00

Курско-Рижский диаметр (или Второй диаметр) — вторая линия Московских центральных диаметров, запущенная 21 ноября 2019 года. Маршрут, связывающий подмосковный посёлок Нахабино в городском округе Красногорск с городом Подольском, пролегая через территорию Москвы, соединяет Рижское и Курское направления Московской железной дороги, имеет длину 80 км с 35 остановочными пунктами на нём и преодолевается за 2 часа. Таким образом, МЦД-2 соединяет центр Москвы с районами на северо-западе Москвы и с районами на юге и юго-востоке города. Интервал на первом этапе — 12 минут. Маршрут предполагает 11 остановочных пунктов с пересадкой на метро, МЦК и другие железнодорожные направления. На схемах и указателях обозначается кодом D2 и цветом фуксия (ярко-розовым).

Строительство и реконструкция

Капитальная реконструкция к запуску линии была проведена на станциях Нахабино, Подольск и платформе Опалиха.

В рамках создания удобных пересадок с железной дороги на МЦК осенью 2018 года была перенесена и отремонтирована платформа Ленинградская, а также открыт новый остановочный пункт Новохохловская.

В феврале 2019 года началось строительство платформы Щукинская, а в июне — платформы Пенягино.

Перед запуском диаметра платформы Ленинградская, Ржевская и Люблино были переименованы в Стрешнево, Рижскую и Кубанскую соответственно. Некоторые из этих переименований подверглись жёсткой общественной критике. В итоге впоследствии переименование платформы Люблино было отменено.

Первый поезд отправился по диаметру в 04:02 21 ноября 2019 года от станции Нахабино в сторону Подольска.

23 ноября 2019 года была открыта новая платформа Волоколамская, обеспечивающая уличную пересадку на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии, а 24 ноября — платформа Пенягино.

23 января 2020 года открыта платформа Остафьево, строившаяся с февраля 2018 года.

  • Начало строительства платформы Волоколамская

  • Строительство платформы Щукинская

  • Строительство крытого надземного перехода с эскалаторами на станции Нахабино

  • Станция МЦД-2 «Красный Балтиец»

13 июля 2020 года открыта платформа Курьяново.

25 июня 2021 года открыта платформа Щукинская. В тот же день закрыта платформа Покровское-Стрешнево.

График движения

В сутки по маршруту курсирует 100 пар электропоездов МЦД (без учёта обычных пригородных) c тактовым интервалом в 12 минут: от станции Нахабино первый поезд отправляется в 4:02, последний — в 23:50; от станции Подольск — в 4:03 и 23:51 соответственно. Прибытие последнего поезда в Нахабино производится в 1:53, в Подольск — в 1:50 ночи. Время следования от Нахабино до Подольска составляет 2 часа, в обратном направлении — 2 часа 2 минуты; время стоянки для перехода или смены локомотивной бригады на станции Нахабино — 9 минут, а на станции Подольск — 13 минут. Таким образом, полный оборот с учётом стоянок на конечных станциях поезд производит за 4 часа 24 минуты, а на маршруте одновременно работает 22 состава.

С 15 декабря 2019 года по выходным дням отменены 82 поезда, что привело к росту интервалов до 24 минут. С февраля 2020 года введены дневные окна на центральном участке диаметра (Дмитровская — Курская) с 12:30 до 15:00 для прокладки путей будущего Киевско-Горьковского диаметра, которые отменялись только в период федеральных нерабочих дней апреля 2020 года и в некоторые праздничные дни после них.

С 4 июля 2021 года, в связи с открытием нового 4 пути центрального участка МЦД2 и введением реверсивного движения на нём, окончательно прекращено движение транзитных дальних пригородных поездов (с конечными дальше официальных границ диаметра) по нему. Все такие электропоезда обрезаны по вокзалам или платформам Стрешнево и Дмитровская.

Подвижной состав

По состоянию на начало 2020 года, рейсы МЦД на маршруте обслуживают 22 шестивагонных состава «Иволга» модификации 1.0 приписки моторвагонного депо Нахабино (ТЧ-17), эксплуатирующиеся в сдвоенном режиме 6+5 вагонов (один вагон исключается из состава из-за превышения им в этом случае длины платформ), а также обычные электропоезда ЭП2Д из того же депо Нахабино и три десятивагонных состава ЭС2Г «Ласточка» № 117—119 из моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6). Первоначально для рейсов МЦД планировалось использовать только 24 шестивагонных электропоезда «Иволга», которые до запуска маршрута эксплуатировались на данном участке в виде сдвоенных составов 6+5 вагонов, но к запуску МЦД в связи с увеличением частоты поездов и необходимости в одновременном нахождении на маршруте не менее 22 составов они были расцеплены на одиночные. Однако из-за высокой переполненности поездов в первые дни эксплуатации с 25 ноября 2019 года вновь были сформированы сдвоенные составы из 11 вагонов, а помимо ЭГ2Тв стали использоваться составы других серий. Также в первую неделю на маршруте временно работали три семивагонных «Иволги» версии 2.0, но впоследствии они были переданы на Белорусско-Савёловский диаметр. В декабре 2019 года на маршруте работал сдвоенный состав 038—039 второй версии, но вскоре также был отдан на МЦД-1, с конца марта 2020 года вновь начал работать на маршруте но в едином 11-вагонном исполнении 040 с промежуточными вагонами 041, в течение полугода отдан на МЦД-1.

Другие пригородные рейсы на участках маршрута обслуживаются одиннадцативагонными электропоездами ЭП2Д из депо Нахабино и Перерва, временно переданными с Ленинградского направления двенадцативагонными ЭТ2М-055 и 132 из депо Крюково и десятивагонными электропоездами ЭР2К-1200 и ЭР2-1338 из депо Новомосковск (эксплуатируются только на Курском направлении по маршруту Москва-Курская — Тула).

  • ЭГ2Тв версии 1.0 в шестивагонной составности на платформе Перерва

  • ЭС2Г-119 в десятивагонной составности на платформе Москворечье

  • ЭП2Д-0020 на участке Царицыно — Москворечье

Пересадки

Курсивом выделены строящиеся линии и станции.

Перспективы и их реализация

  • также планируется открыть ещё три новые платформы:
    • Марьина Роща
    • Печатники
    • Котляково
  • Ещё две платформы: Гражданская и Дмитровская — будут перенесены в рамках реконструкции.
  • Также, пассажирская платформа Москва-Товарная-Курская будет перенесена ближе к станциям метро «Площадь Ильича» и «Римская» и таким образом объединена с платформой Серп и Молот в один транспортно-пересадочный узел.
  • В 2020 году началась реконструкция участка «Каланчёвская» — «Курская» длиной 4 км, которая, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, должна завершиться в 2023 году. В ходе реконструкции также построят 3 и 4 главные пути, в том числе и для будущей линии МЦД-4. После завершения реконструкции вступит в силу приказ Росжелдора о переименовании станции в "Площадь Трёх Вокзалов".
    • На 2 июня 2021 года:
      • На «Каланчёвской» открыта новая постоянная платформа для D2.
      • На перегоне «Каланчёвская» — «Курская» полностью построен и запущен в эксплуатацию третий путь.
      • Два старых пути демонтированы к осени 2021 года.
      • Движение поездов по D2 переброшено на новый путь, который временно используется в реверсивном режиме. Дальние поезда укорочены по Рижскому и Курскому вокзалу, а также по станции Царицыно Курского направления МЖД и по станции Стрешнево Рижского направления МЖД. В рамках развития МЦД-2 и МЦД-4 восстановление транзитного движения дальних пригородных поездов не предусмотрено.

  • Локомотивный проезд (Москва)
  • 252 км (платформа БМО)
  • Вербилковский проезд
  • Чепелёво (платформа)
  • Рассветная аллея

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования