Оравско-Спишский конфликт


Оравско-Спишский конфликт — территориальный спор между Польшей и Чехословакией касательно принадлежности территорий Оравы и Спиша. Спор начался после образования Польши и Чехословакии в 1918 году, и окончательно разрешился в 1958 году.

История вопроса

Этническая карта Венгрии в соответствии с переписью 1880 года

В Австро-Венгрии Орава и Спиш были отдельными жупами в составе Транслейтании (земель венгерской короны). С севера они граничили с королевством Галиции и Лодомерии, входившем в Цислейтанию (земли австрийской короны). Населяли эти места гурали, занимавшие промежуточное положение между словаками и поляками.

1918—1920

В октябре 1918 года среди польских авторов начали выдвигаться лозунги присоединения Оравы и Спиша к создаваемому польскому государству. В ноябре 1918 года польские войска заняли Ораву, а в декабре — Спиш. Однако эти польские действия противоречили решению Антанты от 5 декабря 1918 года о том, что граница между польскими и словацкими землями пройдёт по прежней административной границе между венгерскими и австрийскими землями внутри Австро-Венгрии. Традиционно хорошие польско-венгерские отношения привели к тому, что эти действия были плохо восприняты в самой Польше; польские представители в Будапеште уведомили венгерское правительство о том, что данные акции произошли без ведома польского правительства и что они не являются покушениями на целостность земель короны Святого Иштвана.

Польскими властями было объявлено, что на оккупированных территориях Оравы и Спиша в конце января 1919 года будут проведены выборы в польский сейм. Так как подобные действия означали бы фактический польский суверенитет над этими землями, и дали бы впоследствии сильный козырь на переговорах о границе, чехословацкие власти постарались воспрепятствовать проведению этих выборов. Они обратились к представителям Антанты в Будапеште, которые приказали польским властям освободить занятые территории до 13 января 1919 года. К середине января практически весь спорный регион перешёл под чехословацкий контроль.

На мирной конференции в Париже главным спорным вопросом польско-чехословацкой границы был Тешинский конфликт, и удовлетворительного решения найдено не было. Советско-польская война изменила ситуацию в регионе, немного сблизив Польшу и Чехословакию, и 10 июля 1920 года обе стороны обратились за международным арбитражем. По решению конференции в Спа 28 июля Польша получила 20 % территории Оравы и 4,2 % территории Спиша. Чехословацкая сторона признала новую границу в тот же день, польская — 31 июля.

Решение арбитража оставило чувство неудовлетворённости у обеих сторон. В Чехословакии Бенеш подвергся резкой критике за нарушение исторических границ, а словацкие автономисты стали использовать тему Оравы и Спиша в античешской пропаганде.

Спор о Яворине

Обе стороны согласились с предложением комиссии по разграничению об обмене Липницы в Словацкой Ораве на Гладовку и Сукха-Гору в Польской Ораве, однако Чехословакия решительно воспротивилась, когда Польша захотела получить ещё и Яворину в Словацком Спише, и отказалась даже тогда, когда Польша предложила взамен Кацвин и Недецу. Чехословакия считала, что вопрос о вхождении Яворины в Спиш уже решён конференцией в Спа, в то время как польская сторона полагала, что Чехословакия должна передать ей Яворину в знак доброй воли в качестве компенсации за несправедливое (по мнению Польши) решение о границе в Тешинской Силезии.

Для обеих сторон спор превратился в вопрос престижа. Конференция послов передала спор в Лигу Наций с рекомендацией о передаче дела в Международный суд в Гааге. 17 декабря 1923 года Совет Лиги Наций не поддержал предложений Польши, и Яворина осталась в составе Чехословакии.

1938

Часть словацкой Оравы, переданная в 1938 году Польше

После оккупации Заользья в октябре 1938 года Польское правительство продолжило прилагать усилия к «комплексному решению чехословацкого вопроса», поддержав создание независимой Словакии. Однако Словакия стала следовать в русле не Польши, а Германии, и потому в Польше вновь подняли территориальные вопросы. Были созданы Комитет помощи Спишу, Ораве и Кисуциму, а также Комитет объединения оравских поляков. Они требовали присоединения к Польше территорий, площадью в несколько тысяч квадратных километров, на которых проживало более ста тысяч человек.

Польское правительство направило свои требования не в Прагу, а напрямую в Братиславу. В ноте Польше требовала земли в районе Чадца, часть Татрских лесов, Яворину, Пьянину-на-Дунайце, реку Попрад и различные населённые пункты, в которых проживало порядка 6 тысяч человек. Словацкое автономное правительство отвергло польские требования и предложило руководствоваться этническим принципом. Последовал польский ультиматум, и словацкое и чехословацкое правительства, одновременно решая территориальные проблемы с Венгрией, были вынуждены уступить, согласившись на решение вопроса путём плебисцита. Чехословакия назначила представителей из Словацкого правительства в качестве своей части комиссии по делимитации границы, и комиссия приступила к работе в сложных условиях враждебности со стороны местного населения, не желавшего передачи своих земель Польше.

24 ноября 1938 года в Оравске-Подзамке два камня попали в автобус с польской делегацией, и польское правительство немедленно заявило, что для обеспечения мира и безопасности на спорную территорию должны быть введены польские войска. На следующее утро оперативная группа «Силезия» польской армии пересекла границу, и в районе Чадца состоялся бой между польскими и чехословацкими войсками; аналогичные стычки случились в районе Яворины. 30 ноября был подписан делимитационный протокол, в соответствии с которым Словакия потеряла 226 км², на которых проживало 4280 человек. Польские власти немедленно начали «полонизацию» присоединённых территорий.

После Второй мировой войны

После Второй мировой войны Чехословакия заявила, что считает границами государства те, что существовали до Мюнхенского соглашения, таким образом отказываясь от территорий, отторгнутых Словацким государством от Польши в 1939 году. 20 мая 1945 года в Трстене было подписано соглашение о возвращении этих территорий Польше, и чехословацкие пограничники вернулись на домюнхенскую границу, несмотря на протесты местного населения, не желавшего перехода в польское подданство.

По окончании войны Польша, стремясь построить моноэтническое государство, в котором бы проживали все поляки, опять подняла вопрос о Тешинской Силезии. Ситуация осложнилась тем, что после передачи Польше бывших германских территорий в Силезии на территории Польши образовались районы с проживанием чешского меньшинства. После бесплодных переговоров в 1947 году под давлением СССР между Польшей и Чехословакией был подписан договор о дружбе и взаимопомощи, зафиксировавший нерушимость послевоенных границ. Это немного остудило ситуацию. В 1958 году в Варшаве Польша и Чехословакия подписали окончательный договор о прохождении польско-чехословацкой границы. Договор вступил в силу 14 февраля 1959 года.


  • Тарнавский, Мирон Емельянович
  • Алеманов, Михаил Илларионович
  • Министр иностранных дел Венгрии
  • Шик, Эндре
  • Имантский полк

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования