Авиационные средства связи


Авиационные средства связи — бортовые и наземные радиотехнические (электронные) средства передачи информации и их системы, применительно непосредственно к летательным аппаратам — самолётам и вертолётам.

Понятия и определения

Назначение и классификация средств авиационной связи

Согласно выполняемых задач, средства связи классифицируются на:

  • бортовые радиосредства внешней связи с наземными (надводными) объектами и воздушными судами (радиостанции, радиоприёмники и радиопередатчики ближней и дальней связи)
  • средства аварийной радиосвязи (радиостанции и радиомаяки)
  • средства внутрисамолетной телефонной связи (СПУ) и громкоговорящей связи (СГУ), а также средства трансляции
  • средства уплотнения сигнала и кодирования/декодирования информации (засекречивающая аппаратура связи)
  • средства документирования связи (записывающие устройства, буквопечатающие аппараты и др)
  • средства автоматизации радиосвязи, включая вычислительные средства систем связи (БЦВМ)

По принятой в СССР и РФ системе, все средства радиосвязи, разрабатываемые для вооружённых сил, делились по сериям:

  • Р-1хх — средства радиосвязи сухопутных войск (общевойсковые)
  • Р-2хх — …
  • Р-3хх — средства связи специального назначения, устройства радиоразведки и радиоподавления.
  • Р-4хх — средства радиорелейной и спутниковой связи
  • Р-5хх — средства ЗАС
  • Р-6хх — средства связи для ВМФ
  • Р-7хх — средства радиоразведки, радиоподавления, радиорелейной и спутниковой радиосвязи, комплексы связи ВМФ
  • Р-8хх — средства радиосвязи для ВВС
  • Р-9хх — средства радиоразведки, радиоподавления, радиоузлы ВВС;

где буква «Р» обозначает радиоволны, затем идёт трёхзначный цифровой шифр изделия. Как видно из списка, конкретно для авиационной техники предназначены изделия, начинающиеся на цифру «8». В то-же время авиационные станции применялись и применяются не только на воздушных судах военного и гражданского назначения, но и на наземных стационарных и подвижных объектах, а также на морских и речных судах.

История

Первые устройства для радиоприёма и радиопередачи в отечественной авиации стали устанавливать на борту самолётов начиная с середины 20-х годов прошлого века. Так, на самолёте ТБ-1 (в серии с 1929 года) уже применялись коротковолновая приемо-передающая телеграфно-телефонная станция для связи с аэродромными радиостанциями на больших расстояниях и станция для прима сигналов радиомаяков. На самолёты-истребители радиопередающие устройства стали устанавливать позднее: так, первоначально самолёт И-16 не имел средств радиосвязи, но уже с 1940 года на эти самолёты стали устанавливать радиоприемники, а затем предусмотрели место и для монтажа радиопередатчика (с возможностью установки в эксплуатации, по мере поступления радиопередатчиков от промышленности).

В результате проводившихся накануне второй мировой войны реформ, в 1938 году в ВВС Красной Армии создаётся инженерная авиационная служба (ИАС) по спецоборудованию. Под термином спецоборудование тогда понималось бортовое приборное оборудование, навигационное оборудование, радиооборудование и система электроснабжения.

В послевоенные годы происходит интенсивное развитие самолётов, двигателей и их систем. Это потребовало в 50-х годах официального разделения специальности «Спецоборудование» на «Радиоэлектронное оборудование» (РЭО) и «Авиационное оборудование» (АО), и создания соответствующих структур в частях и подразделениях ВВС.

Примеры устройств связи в авиации

  • РСИ-3 (-4) — радиостанция самолёта-истребителя, основная бортовая рация в годы ВОВ на манёвренных самолётах
  • РСБ — радиостанция бомбардировщика, основная бортовая рация в годы ВОВ на маломанёвренных самолётах
  • РСИУ-3 (-4, −5) — серия советских авиационных бортовых командных УКВ-АМ радиостанций
  • Р-803 — бортовая командная УКВ радиостанция диапазона 220,0 — 390,0 МГц
  • Р-837 — связной бортовой КВ передатчик диапазона 3 — 24 МГц
  • Р-876 — бортовой радиоприёмник КВ-диапазона
  • Р-838 — серия стационарных, возимых и переносных раций для аэродромных служб
  • Р-861 — аварийная авиационная радиостанция для связи экипажа с поисковыми командами
  • Р-099 — бортовая аппаратура телекодовой связи
  • МС-61Б — магнитный самописец речевой информации (бортовой магнитофон для записи служебных переговоров)
  • СПУ — самолётное переговорное устройство, в разных вариантах исполнения (СПУ-3, СПУ-7, СПУ-10, СПУ-14 и т. п., по количеству абонентов)
  • РИ-65Б — бортовая аппаратура речевых сообщений (подсказок)
  • ТИП-1Б2 — бортовой комплекс связи самолёта Ан-124-100

Диапазоны частот

В гражданской авиации используются следующие диапазоны радиочастот: 2-30 МГц — для дальней связи (на расстояниях до 3000 км); 118-137 МГц — основной, для оперативной связи в пределах прямой радиовидимости; 1530-1670 МГц — для связи через ИСЗ; 325-530 кГц — для связи в полярных и приполярных районах при нарушении связи в диапазоне 2-30 МГц; 121,5 и 243 МГц — для подачи сигналов бедствия. В военной авиации используются диапазоны 220-400 и 960-1200 МГц (для ближней оперативной связи), 10—30 кГц (для связи с подводными лодками) и др.


  • Электронные методы и средства разведки
  • Оператор универсальных услуг связи
  • Музей истории телефона
  • Список эскадрилий ВВС Югославии
  • Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования