Адамсон, Амандус Хейнрих


Амандус Хейнрих Адамсон (эст. Amandus Heinrich Adamson), в России Аманд Иванович (также Аммон Иванович), (12 ноября 1855, хутор Ууга-Рятсепа, около города Балтийский Порт, Российская империя — 26 июня 1929, Палдиски, Эстония) — российский и эстонский скульптор и живописец, академик, один из основателей эстонского национального искусства.

Вошёл в составленный по результатам письменного и онлайн-голосования список 100 великих деятелей Эстонии XX века (1999).

Биография

Амандус Адамсон родился в 1855 году и был вторым ребёнком в семье моряка и хуторянки. В 1860 году отец Амандуса уплыл в Америку и не вернулся, семья считала его погибшим. Был отдан в Ревельскую Вышгородскую школу для детей из бедных семей, где проявил склонность к искусству, вырезая фигуры из дерева.

В 1875 году перебрался в Санкт-Петербург и в 1876 году поступил в Императорскую Академию художеств. Учился в классе профессора Александра фон Бока. После окончания Академии остался в Петербурге, преподавал в школе Общества поощрения художеств.

С 1877 по 1881 жил и работал в Париже, где создал работы «Вечно побеждающая любовь» и «Лирическая музыка».

В 1881 году возвратился в Санкт-Петербург, где преподавал в Художественном училище Штиглица. В этот период он участвовал в реконструкции Михайловского дворца, создал произведение «Последний вздох корабля».

В 1902 году в Ревеле, в парке Кадриорг установили его самую известную работу — памятник погибшим морякам броненосца «Русалка».

По словам его дочери, самой заветной работой её отца был памятник погибшим в Эстонской войне за независимость в Пярну.

27 сентября (10 октября по новому стилю) 1905 года в Севастополе был открыт Памятник затопленным кораблям, в котором скульптурные работы были выполнены Амандусом Адамсоном (соавторы — архитектор В. А. Фельдман, военный инженер О. И. Энберг.

А. Адамсон за работой над фигурой Ивана Сусанина для памятника в честь 300-летия дома Романовых

В 1907 году по рекомендациям известного живописца Архипа Ивановича Куинджи, скульптора Александра Михайловича Опекушина и архитектора Суслова он получил звание академика.

В 1911 году Адамсон участвует в конкурсе Академии художеств проектов памятника в честь 300-летия дома Романовых. Им было предложено построить в Костроме грандиозное сооружение высотой 36 м с 26 скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующими важнейшие события российской истории. Комитет по сооружению монумента выбрал его работу, занявшую второе место. Закладка памятника состоялась 20 мая 1913 года, во время празднования 300-летия дома Романовых в присутствии Николая II и его семьи. К 1917 году был сооружён постамент и установлена часть бронзовых фигур. После Октябрьской революции готовые скульптуры были отправлены в переплавку, а на пустующем постаменте был установлен памятник Ленину.

В 1918 году переехал в Эстонию в места своего детства — город Палдиски, где жил и работал до своей смерти 26 июня 1929 года. Согласно своему предсмертному желанию похоронен в городе Пярну на кладбище Алеви. В Палдиски сохранился дом, в котором Адамсон жил после переезда в город.

Творчество

Основные скульптурные работы
  • 1879 — восковая скульптура «Крещение Христа Иоанном Крестителем»
  • 1879—1881 — скульптурные композиции «Вечное торжество любви», «Лирическая музыка»
  • 1892 — «Рыбак с острова Муху»
  • 1895 — скульптурная композиция «Рассвет и сумерки»
  • 1896 — скульптурная композиция «Калевипоэг и Рогатый»
  • после 1896 — барельефы для фризов Русского музея (залы № 14 и 15), изображающие в виде аллегории рождение произведений искусства живописи, ваяния и зодчества (Санкт-Петербург)
  • 1897 — «В тревожном ожидании»
  • 1901 — «Слушая голос моря»
  • 1902 — Памятник броненосцу «Русалка» (парк Кадриорг, Таллин)
  • 1903 — монументально-декоративное оформление Троицкого моста (Санкт-Петербург)
  • 1902—1904 — скульптурное убранство фасада, купола и шара дома компании «Зингер» (Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 28)
  • 1904 — «Чемпион»
  • 1905 — композиция «В память кораблям, затопленным в 1854—1855 г. для заграждения входа на рейд» (Севастополь)
  • 1911 — памятник «Запорожцам, высадившимся в Тамани 25 августа 1792 г.» (Тамань), памятник Иоганну Кёлеру, (Вильянди)
  • 1919 — скульптурная композиция «Юность исчезает»
  • 1922 — скульптура «Калевипоэг у врат ада»
  • 1926 — памятник Фридриху Крейцвальду (Выру), скульптура «Последний вздох корабля»
  • 1928 — Парни из Тонди (снесён в 1941 году
  • 1928 — «Жена художника Е. Адамсон», «Купальщица»
  • 1929 — памятник поэтессе Лидии Койдуле (Пярну)
  • 1912—1916 — Памятник в честь 300-летия дома Романовых, совместно с архитектором С. А. Власьевым (Кострома, не закончен)
  • Скульптурное убранство здания Училища технического рисования (Санкт-Петербург, Соляной переулок, дом 9)
  • Скульптурное убранство Дома торгового товарищества «Братья Елисеевы» — «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука» (Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 56)
  • Надгробие на могиле епископа Платона (Спасо-Преображенский собор, Таллин).
  • Монумент Петру I (Полтава)
  • Скульптуры «Русалка на камне» и «Арзы и разбойник Али-Баба» (Мисхор), «Лирическая музыка», «Море шумит», «Единственный поцелуй волны», «Рождение Венеры»

Адамсон также работал как художник; его полотна хранятся в Государственном художественном музее Эстонии.

  • Памятник затопленным кораблям в Севастополе

  • «Рождение Венеры»

  • Памятник Лидии Койдула в Пярну

  • Скульптуры на доме Зингера, Невский проспект, Санкт-Петербург

  • «Последний вздох корабля»


  • Подозеров, Иван Иванович
  • Барч, Густав Мартынович
  • Антонелли, Дмитрий Иванович
  • Адамсон, Роберт
  • Рауд, Кристьян

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования