Адлер, Джей
Джей Адлер (англ. Jay Adler; 26 сентября 1896 — 23 сентября 1978) — американский актёр театра, кино и телевидения, более всего известный по ролям в фильмах 1950-х годов.
За время своей актёрской карьеры Адлер сыграл более чем в 50 фильмах, среди них такие значимые картины, как «Крик об опасности» (1951), «Злые и красивые» (1952), «Скандальная хроника» (1952), «Ривер-стрит, 99» (1953), «Долгое ожидание» (1954), «Большой ансамбль» (1955), «Люби меня или оставь меня» (1955), «Убийство» (1956), «Жажда жизни» (1956), «Свадебный завтрак» (1956), «Сладкий запах успеха» (1957) и «Братья Карамазовы» (1958).
Родители Адлера были известными актёрами идишского театра, брат Лютер стал известным актёром театра и кино, а сестра Стелла — признанным преподавателем драматического мастерства.
Ранние годы и начало карьеры
Джей Адлер родился в Нью-Йорке 26 сентября 1896 года. Он был старшим из семи детей Джейкоба (Якоба) Адлера, признанной звезды идишского театра, и его жены — актрисы Сары Адлер. Самыми известными из братьев и сестёр Джея были бродвейский и голливудский актёр Лютер Адлер, а также актриса и учитель актёрского мастерства Стелла Адлер.
Как и многие члены семьи, Джей был увлечён театром с ранних лет. Он начал карьеру, играя в театральных постановках как на идише, так и на английском языке. В 1933 году Адлер дебютировал на Бродвее в комедии «Человек кусает собаку» (1933), затем последовал успешный спектакль «Тупик» (1935-36, восстановлен в 1940 году), драма «Прелюдия» (1936) и комедия «Кафе „Корона“» (1942).
В интервью 1940 года Адлер говорил: «Для всех нас было естественно двинуться в направлении сцены, когда мы выросли. Мы выросли в самой гуще великой игры… мы все очень гордились своими папой и мамой, и я думаю, что каждый из нас в тайне надеялся, что станет таким же великим, как и они — но никто из нас, по моему мнению, не достиг их уровня».
Карьера в кино
Адлер дебютировал в кино в роли мелкого преступника в криминальной мелодраме «Святой в Нью-Йорке» (1938), первом фильме из популярной многолетней серии фильмов о частном детективе по прозвищу Святой. В том же году Адлер снялся ещё в трёх фильмах, среди них комедия «Нет времени жениться» (1938) и детская комедия «Пенрод и его брат-близнец» (1938). Однако после появления в криминальной мелодраме «Убийство в Сохо» (1939) Адлер более чем на 10 лет прервал свою кинокарьеру.
Уже в 1950 году, после небольшой роли ассистента прокурора в фильме нуар «Криминальная история» (1950) Адлер сыграл редактора городских новостей в женской мелодраме «Три секрета» (1950) с Элинор Паркер, Патрицией Нил и Рут Роман. Год спустя последовали роли в фильмах нуар «Крик об опасности» (1951), где он был управляющим мотелем, и «Мафия» (1951), где он сыграл аналогичную роль гостиничного клерка. В 1952 году Адлер сыграл в девяти фильмах, среди них такие успешные картины, как сатирическая мелодрама о Голливуде «Злые и красивые» (1952) с Кирком Дугласом, приключенческая лента «Пленник Зенды» (1952) со Стюартом Грейнджером и газетный нуар «Скандальная хроника» (1952) с Бродериком Кроуфордом, политический фильм нуар «Поворотная точка» (1952) с Уильямом Холденом и комедия «Лодка мечты» (1952) с Клифтоном Уэббом.
Как отмечает Хэннсберри, «большинство ролей Адлера были небольшими — как правило, это были посыльные, гостиничные клерки и бармены. Однако в фильме нуар „Ривер-стрит, 99“ (1953) он сыграл значимую роль беспринципного скупщика краденых драгоценностей». Другими картинами этого года стали послевоенная психологическая драма «Фокусник» (1953) с Кирком Дугласом, где Адлер сыграл отца одной из героинь, а также фильм нуар «Полиция нравов» (1953) с Эдвардом Г. Робинсоном, где он был уголовником, который идёт на сделку со следствием. В 1954 году обе картины Адлера были фильмами нуар, а роли — малозначимыми. В картине «Долгое ожидание» (1954) по роману Микки Спиллейна Адлер сыграл коридорного, а в ленте «На трёх тёмных улицах» (1954) с Бродериком Кроуфордом был похотливым дядей одной из героинь фильма.
Среди наиболее успешных фильмов Адлера 1955 года — биопик о джазовой певице Рут Эттинг «Люби меня или оставь меня» (1955) с Джеймсом Кэгни и Дорис Дэй, драма «Люси Галлант» (1955) с Джейн Уаймен, а также фильмы нуар «Убийство — это моя специальность» (1955), где он был барменом, «Большой ансамбль» (1955), где он был помощником детектива, и «Беззаконие» (1955). В последней картине Адлер сыграл значимую роль щуплого мужчины по имени Картер, который обвиняется в убийстве напавшего на него пьяного боксёра. Картера берётся защищать изворотливый адвокат в исполнении Эдварда Г. Робинсона, который с помощью ловкого трюка разбивает показания главного свидетеля обвинения. Год спустя Адлер сыграл небольшую роль официанта в биопике «Жажда жизни» (1956) с Кирком Дугласом в роли знаменитого художника Винсента Ван Гога, появился в романтической комедии «Свадебный завтрак» (1956), а также был ростовщиком в фильме нуар Стенли Кубрика «Убийство» (1956). В 1957 году Адлер сыграл небольшие роли в двух отличных нуарах — «Преступление страсти» (1957) с Барбарой Стэнвик и «Сладкий запах успеха» (1957) с Бёртом Ланкастером, а год спустя исполнил роль ростовщика в фильме «Братья Карамазовы» (1958) с Юлом Бриннером.
В конце кинокарьеры Адлер появился в судебной драме «История на первую полосу» (1960) с Ритой Хейворт, комедии «Десять центов с ореолом» (1963), мелодраме «Куда ушла любовь» (1964) с Бетт Дейвис, фильме ужасов «Могила вампира» (1972) и боевике «Граница округа Мэкон» (1974), которая стала его последней работой в кино.
Карьера на телевидении
В конце 1940-х годов Адлер стал играть на телевидении, и на протяжении 10 лет появился в таких сериалах, как «Время вашего сеанса» (1949), «Ричард Даймонд, частный детектив» (1958), «Мистер Счастливчик» (1959), «Неприкасаемые» (1959-62, 4 эпизода), «Сансет-стрип, 77» (1960-63, 3 эпизода), «Разыскивается живым или мёртвым» (1961), «Сумеречная зона» (1961-63, 2 эпизода), «Беглец» (1963), «Перри Мейсон» (1964), «Улицы Сан-Франциско» (1973), «Полицейская история» (1974-76, 2 эпизода) и «Баретта» (1976).
Актёрское амплуа
Начиная с 1950 года, Адлер имел успешную карьеру в кино, сыграв на протяжении двадцати пяти лет почти в 50 фильмах. Как отмечено в биографии актёра на сайте Internet Movie Database, из-за своей виноватой манеры держаться Адлер часто получал роли мелких преступников, барменов, клерков или бродяг. По словам Эриксона, со временем Адлер также стал «часто играть малые роли отцов и бизнесменов».
Последние годы жизни. Смерть
В течение нескольких последних лет жизни Адлер испытывал серьёзные проблемы со здоровьем. 23 сентября 1978 года он умер в Доме актёров кино и телевидения в Вудленд-Хиллз в возрасте 82 лет.
У него остались брат Лютер, сестра Стелла, ещё две сестры и дочь Перл Маккорд, а также племянница Эллен Адлер и её сын Том Оппенгейм, который также стал актёром.