Музейный комплекс УГМК


Музейный комплекс УГМК («Музейный комплекс УГМК военной и гражданской техники УГМК», «Музей УГМК») — частный музей военной и гражданской техники, расположенный в городе Верхней Пышме Свердловской области (Россия). По состоянию на 2020 год музей состоит из двух больших выставочных корпусов с обширной экспозицией под открытым небом, коллекция музея насчитывает 12 тысяч экспонатов, в том числе около тысячи образцов военной и гражданской техники. Общая площадь территории комплекса составляет около 85 000 м².

История

Мемориальная стела «Журавли»

В 2005 году в Верхней Пышме была открыта стела «Журавли» в память о не вернувшихся с Великой Отечественной войны рабочих Пышминского медеэлектролитного завода. Возле памятника были установлены два орудия ЗиС-2, затем экспозиция постепенно разрасталась. Работы по созданию музея начал Александр Козицын, директор ОАО «Уралэлектромедь». Основным спонсором и идейным вдохновителем всего музейного комплекса является его брат, директор УГМК Андрей Козицын.

Музей был основан 9 мая 2005 года. 9 мая 2010 года состоялось открытие обновлённой экспозиции. 9 мая 2013 года был открыт трёхэтажный выставочный центр Музея военной техники.

9 мая 2015 года состоялось открытие железнодорожной экспозиции. 27 апреля 2016 года был открыт временный выставочный центр Музея автомобильной техники. 8 мая 2018 года открылось четырёхэтажное здание выставочного центра.

В мае 2021 года в Музейном комплексе УГМК открылся новый, уже четвёртый, выставочный центр «Крылья Победы» — один из самых крупных в России музеев авиации.

В мае 2022 открылся планетарий и выставка целиком посвященная космической тематике.

В июне 2022 открылась вторая очередь Музея автомобильной техники .

Музей военной техники

Музейный комплекс был создан по инициативе руководства ОАО «УГМК». В состав комплекса входят несколько выставочных центров и открытая экспозиционная площадка. В коллекции музея собрано более 500 единиц военной техники, коллекции отечественных наград, воинских регалий, массогабаритных макетов огнестрельного оружия, а также униформа, снаряжение, знаки отличия российских вооружённых сил с XVIII века до наших дней.

В состав Музея военной техники входят открытая уличная экспозиция и выставочный центр. В составе выставочного центра работает интерактивная площадка (интерактивный кинотеатр, электронный тир, игровые симуляторы). В музее также работают три кружка: «Стендовый моделизм», «История вооружения» и «Военная история России».

Экспозиции

Артиллерия

В экспозиции военной техники представлены противотанковые пушки, гаубицы, миномёты, безоткатные орудия, зенитные пушки, а также реактивные системы залпового огня. Настоящим украшением коллекции являются 152-мм гаубица образца 1909 года, 210-мм пушка Бр-17 образца 1939 года и 203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года, сохранившиеся в единичных экземплярах. Среди раритетных экспонатов также можно увидеть 125-мм противотанковую пушку «Спрут-Б» и 152-мм гаубицу «Пат-Б», которые были выпущены очень небольшими партиями. Кроме того, музей располагает коллекцией реактивной артиллерии, в том числе различными модификациями установок БМ-13 «Катюша» и БМ-21 «Град».

Танки

В музейной экспозиции насчитывается несколько десятков танков, как советского, так и зарубежного производства. Особый интерес представляют коллекция лёгких советских танков 1930-х гг., линейка легендарных танков Т-34 разных модификаций, полномасштабная модель первого советского тяжёлого танка Т-35, а также британские и американские танки, поставлявшиеся в СССР по программе ленд-лиза в годы Второй мировой войны.

Самоходные артиллерийские установки

Музей военной техники располагает коллекцией советских самоходных артиллерийских установок, начиная от установки СУ-122 образца 1942 года до современной 152-мм самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» образца 1989 года. Кроме того, в экспозиции представлены несколько самоходных артиллерийских установок США времён Второй мировой войны, в том числе «истребитель танков» M18 Hellcat.

Авиация

В экспозиции военной техники представлены несколько десятков самолётов и вертолётов, как советского, так и зарубежного производства. Ценными экспонатами являются оригинальные самолёты военных лет, в том числе легендарный советский истребитель Як-3 и знаменитый американский истребитель «Аэрокобра», а также бомбардировщики СБ, Пе-2 и Ту-2. Также в экспозиции представлены и послевоенные реактивные самолёты, среди которых представлена редкая летающая лаборатория Ту-16ЛЛ.

Железная дорога

Железнодорожная экспозиция представлена бронепоездом, паровозами разных типов, санитарными и пассажирскими вагонами, теплушками, двух- и четырёхосными платформами, цистернами, а также бронеавтомобилями на железнодорожном ходу. Экспозиция включает в себя также шесть железнодорожных путей, макет железнодорожной станции, паровозы Ов и Еа, трофейный ТЭ, сохранившиеся в единичных экземплярах, а также бронепоезд БП-43. Интерьеры санитарных вагонов были воссозданы с использованием оригинальных медицинских инструментов и аппаратов.

Военно-морской флот

В экспозиции военной техники под открытым небом представлены полномасштабные макеты подводной лодки типа М — «Малютка» с обозначением М-32, рубки подводной лодки типа Щ — «Щука» с обозначением Щ-203, торпедных катеров типа «Г-5» и типа «Комсомолец», бронированных катеров пр. 161 (типа МБК) и пр. 194 (типа БМО). Среди экспонатов есть воссозданный речной бронекатер пр. 1125, который применялся в Сталинградской битве.

Спецтехника открытой площадке

Под открытым небом расположены самые крупные экспонаты - спецтехника, среди которой особенно выделяются - БелАЗ-75600, грузоподъемностью 320 тонн, экскаватор ЭКГ-5А завода УЗТМ, БелАЗ-540.

  • Тяжёлые танки

  • Бронеавтомобили

  • Реактивные самолёты

  • Железная дорога

  • Самоходные артиллерийские установки

  • Выставочный центр

  • Артиллерия

  • Военные мотоциклы

  • Оружие, награды, униформа

  • Санитарные вагоны

Музей автомобильной техники

Музей автомобильной техники — собрание ретроавтомобилей, мотоциклов и велосипедов. В 4-этажном здании на площади 12 тыс. м². представлена 130-летняя история автомобильного транспорта в России и мире. Основой для создания музея послужила коллекция гражданского транспорта Музея военной техники УГМК. До 2018 года музей функционировал на временной площадке — в одном из цехов АО «Уралэлектромедь», а 8 мая 2018 года обрёл свой дом в специально построенном выставочном центре.

В коллекции музея представлено более 500 советских и зарубежных ретроавтомобилей, мотоциклов, велосипедов и других транспортных средств.

Экспозиции

Автомобили конца XIX — начала XX века

Экспозицию открывает реплика самого первого автомобиля, изобретённого Карлом Бенцем, затем перед посетителями предстают такие шедевры автомобилестроения, как Rolls-Royce Silver Ghost и Delaunay-Belleville. Широко представлены американские автомобили — Cadillac, Packard, Pierce-Arrow и другие. Уделено внимание ретротехнике, оказавшей влияние на развитие отечественного автомобилестроения. Так, представленный в коллекции Ford-A 1928 года выпуска стал прототипом для первого советского серийного легкового автомобиля ГАЗ-А, а Buick 32-90 1932 года выпуска послужил образцом для первого советского представительского автомобиля Л-1 завода «Красный Путиловец».

Советские автомобили

Два этажа выставочного центра посвящены истории развития отечественного автостроения: от первых крупносерийных советских автомобилей Горьковского автозавода до конца XX века, включая довольно редкие (ГАЗ-М415), экспериментальные (микроавтобус «Старт») и мелкосерийные («Москвич-400» пикап). Представительские автомобили (ЗИС-110, ГАЗ-12 ЗИМ, ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка») собраны в отдельные инсталляции, имитирующие проезд кортежа первых лиц государства по Красной площади и проспекту Ленина в Свердловске. Помимо редких и уникальных автомобилей в музее также стоят привычные нам, но уже ставшие историей Москвич 412, ВАЗ 2106, ГАЗ 24, ГАЗ 3111 и др.

Зарубежные автомобили второй половины ХХ века

Среди иностранных автомобилей второй половины ХХ века в экспозиции музея особенно выделяются Porshe 911, Jaguar XK 120, Mercedes-Benz W100, BMW Isetta.

Мототехника

В коллекции собраны мотоциклы, заложившие основу советского производства мототехники (Л-300, НАТИ-А-750), и серийные мотоциклы, производившиеся («Урал», ИЖ и так далее), и поставлявшиеся (Jawa, Cezet, Pannonia) в СССР. Представлены и уникальные мотоциклы времён Первой мировой войны, использовавшиеся Русской армией. Также известная зарубежная техника - Harley-Davidson, Indian, Hildebrand & Wolfmüller и др.

Спортивная техника

Здесь можно увидеть гоночные болиды формульного типа, в том числе времён СССР, мотоциклы, предназначенные для разных типов соревнований (шоссейно-кольцевых, кроссовых, спидвэя, мотобола и других), гоночные велосипеды.

  • Выставочный центр автомобильного музея (2018)

  • Вид с высоты

  • Реплика первого автомобиля

  • Коллекция спортивных мотоциклов

Музей авиации

Музей авиации — выставочный центр «Крылья Победы». В экспозиционных залах площадью 9 тыс. м², оборудованных в специально построенном четырёхэтажном здании, представлены истребители, бомбардировщики, штурмовики, транспортники. Образцы техники сгруппированы в большие и малые художественные композиции.

Экспозиции

Композиция «Вираж»

Группа самолётов под высоким потолком наглядно иллюстрирует развитие отечественной авиации от самого известного довоенного биплана-разведчика ПО-2 к первому советскому самолёту с ракетным двигателем БИ-1. Гордость коллекции — оригинальный советский биплан У-2, который, будучи бесшумным и манёвренным, в годы войны был идеален для ночных бомбардировок.

Самолёты противника

Истребитель Messerschmitt Bf 109 G-6 — полностью оригинальный. По военным архивам установлено, что он был сбит в 1944 году над Кольским полуостровом, в 13 километрах от порта Петсамо, за штурвалом сидел Вилли Шламмер. Ещё один самолёт противника — Focke-Wulf FW 190 A-8.

Композиция крупных самолётов

Рядом с советскими самолётами — «летающим танком» ИЛ-2, истребителем И-16, лучшим пикирующим бомбардировщиком того времени Ту-2 — стоят поставлявшиеся в Советский Союз по программе ленд-лиза бомбардировщики Douglas A-20 Boston, North American B-25J Mitchell, транспортный Douglas DC-3 и самый крупный самолёт выставочного центра — американская летающая лодка PBY «Catalina», длина которой 19 метров, а размах крыла больше 31 метра..

Награды и достижения

  • 2014 год — ТОП-3 самых фотографируемых достопримечательностей Екатеринбурга и его окрестностей по версии Яндекс..
  • 2015 год — памятный знак Российского военно-исторического общества «Лучший музей военной истории»
  • 2016 год — премия Правительства Российской Федерации в области туризма.
  • 2018 год — ТОП-10 лучших музеев России по версии TripAdvisor.

  • 160-мм дивизионный миномёт образца 1949 года (М-160)
  • Музей В. И. Чапаева (Чебоксары)
  • Художественная культура Русского Севера
  • Гомельский областной музей военной славы
  • Музей техники Вадима Задорожного

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования