Кубанские казаки (фильм)

22-12-2022, 09:00

«Кубанские казаки» — советская музыкальная комедия, снятая на ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1949 году режиссёром Иваном Пырьевым по сценарию Николая Погодина. Премьерный показ кинокартины состоялся 26 февраля 1950 года.

Сюжет

Два кубанских колхоза — «Красный партизан» и «Заветы Ильича» — соперничают друг с другом в социалистическом соревновании. Непростые отношения складываются между двумя их председателями — «лихим казаком» Гордеем Гордеевичем Вороном и молодой вдовой Галиной Ермолаевной Пересветовой. Делегации обоих колхозов едут на осеннюю ярмарку.

Соперничество двух колхозов осложняется взаимной любовью двух передовиков, Николая Ковылёва и Даши Шелест. На пути их любви стоит Гордей Ворон, который вырастил Дашу как дочь. Также он опасается, что за любовью стоит попытка председателя соседнего колхоза, Пересветовой, переманить ценного работника к себе. Сопротивление Ворона усиливается, когда ему кажется, что на конкурсе самодеятельности птичницы из «Заветов Ильича» высмеивают его в частушке, а Пересветова сравнивает его с ишаком.

Даша уже взрослая девушка и желает сама строить свою личную жизнь. Она договаривается с Вороном, что их спор должна решить судьба, а именно ставка на скачках во время ярмарки. Спор решается в пользу Даши, так как её возлюбленный выигрывает скачки и приходит первым. Ворон пытается уговорить молодожёнов остаться в его колхозе, но Николай ссылается на обычаи.

Неожиданно выясняется, что Пересветова втайне давно любит Ворона. Эти слухи доходят до председателя колхоза «Красный партизан», и он верхом на коне нагоняет в степи Пересветову, которая в одиночку на бричке возвращается в свой колхоз. Ворон требует признания и получает его.

В ролях

  • Марина Ладынина — Галина Ермолаевна Пересветова, председатель колхоза «Заветы Ильича»
  • Сергей Лукьянов — Гордей Гордеевич Ворон, председатель колхоза «Красный партизан»
  • Владимир Володин — Антон Петрович Мудрецов, завхоз колхоза «Красный партизан»
  • Александр Хвыля — Денис Степанович Корень, районный руководитель
  • Сергей Блинников — Марко Данилович Дергач, председатель колхоза «Борьба», друг Гордея Гордеевича
  • Клара Лучко — Даша (Дарья Никаноровна) Шелест, звеньевая в колхозе «Красный партизан»
  • Екатерина Савинова — Любочка, подруга Даши
  • Владлен Давыдов — Николай Матвеевич Ковылёв, коневод в колхозе «Заветы Ильича»
  • Юрий Любимов — Андрей, друг Николая
  • Андрей Петров — Вася Тузов, колхозник, влюблённый в Дашу
  • Борис Андреев — Федя Груша, друг Васи
  • Елена Савицкая — Никаноровна, птичница
  • Валентина Телегина — Христофоровна, птичница
  • Владимир Дорофеев — Кузьма Афанасьевич

В эпизодах

  • Константин Сорокин — продавец хомутов
  • Владимир Лепко — продавец музыкальных инструментов
  • Сергей Ильд — Сергунька
  • Виктор Бубнов — товарищ Щербина
  • Георгий Светлани — конюх
  • Василий Галактионов — полковник

Не указанные в титрах

  • Виктор Авдюшко — 1-й коневод / 1-й комбайнёр
  • Алексей Бахарь — 2-й коневод / 2-й комбайнёр
  • Гавриил Белов — 1-й колхозник
  • Иван Бобров — 1-й председатель колхоза
  • Василий Бокарев — председатель ярмарки
  • Елена Вольская — Клава, подруга Даши
  • Татьяна Говоркова — Авдотья Христофоровна (в начале фильма; озвучивает Валентина Телегина)
  • Владимир Головин — 2-й председатель колхоза
  • Пётр Гродницкий — танцор-казак
  • Александра Данилова — 1-я колхозница
  • Евгений Зосимов — 2-й колхозник
  • Клавдия Козлёнкова — 2-я подруга Даши
  • Виктор Ключарев — 3-й председатель колхоза / 1-й зритель на концерте
  • Людмила Крашенинникова — 3-я подруга Даши
  • Елизавета Кузюрина — 2-я колхозница
  • Ольга Ленская — 3-я колхозница
  • Маргарита Лифанова — 4-я подруга Даши
  • Григорий Михайлов — 3-й колхозник
  • Михаил Пуговкин — 3-й коневод / 3-й комбайнёр
  • Пётр Репнин — 2-й зритель на концерте
  • Павел Тимченко — 4-й коневод
  • Зоя Толбузина — Настя, подруга Даши
  • Владимир Уральский — 4-й председатель колхоза
  • Клавдия Хабарова — 5-я подруга Даши
  • Наталья Цветкова — молодая колхозница

Съёмочная группа

  • Постановка — Ивана Пырьева
  • Сценарий — Николая Погодина
  • Текст песен — Михаила Исаковского и Михаила Вольпина
  • Главный оператор — Валентин Павлов
  • Музыка — Исаака Дунаевского
  • Звукооператор — Вячеслав Лещев
  • Художники:
    • декораций — Юрий Пименов, Георгий Турылёв, Борис Чеботарёв
    • костюмов — Константин Урбетис
  • Монтаж — Анна Кульганек
  • Режиссёры — Андрей Фролов, Фёдор Филиппов
  • Операторы — Тимофей Лебешев, Виктор Масленников, Амина Ахметова
  • Гримёр-художник — Е. Ф. Ломова
  • Ассистенты:
    • режиссёра — Н. Юдкин, Артавазд Кефчиян
    • художника по костюмам — Тамара Каспарова
    • И. Языканов, П. Кузнецов, М. Дятлов
  • Директор картины — Г. П. Кузнецов
  • Фильм восстановлен на киностудии «Мосфильм» в 1968 году
    • Режиссёр восстановления — Тамара Лисициан
    • Звукооператор — Валентина Ладыгина

История

Идея создания картины, в основе сюжета которой лежала бы сельская ярмарка, пришла к Пырьеву после работы над фильмом «Сказание о земле Сибирской». В феврале 1949 года на киностудии «Мосфильм» был одобрен сценарий Николая Погодина с рабочим названием «Весёлая ярмарка». На роль Пересветовой была утверждена супруга Пырьева — Марина Ладынина, которая постоянно снималась в фильмах мужа. На роль Гордея Ворона после долгих поисков и проб был выбран актёр театра имени Вахтангова Сергей Лукьянов.

На роль колхозницы Даши несколько неожиданно утвердили тогда малоизвестную актрису Клару Лучко. Лучко рассказывала, что где-то в коридорах столкнулась с Иваном Пырьевым, и он, взглянув на неё, сказал: «Приходи на пробы!», хотя в официальном списке актрис, рекомендованных на пробы, Лучко не числилась. По окончании съёмок знакомство Лукьянова и Лучко имело продолжение: они поженились и прожили в браке пятнадцать лет, до кончины Лукьянова.

Съёмки картины прошли в Курганинском районе Краснодарского края (ярмарка), в Новокубанском районе (свадьба), а на ипподроме совхоза-миллионера «Кубань» Гулькевичского района снимались скачки. Пырьеву не понадобилось сильно приукрашивать действительность, хотя декорации ярмарки, которая тогда не проводилась, пришлось строить с нуля.

Сталину приписывают фразу, сказанную им после первого просмотра: «А всё-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством». Он же и дал фильму название — «Кубанские казаки».

«Кубанские казаки» — один из советских фильмов, снятых на цветной трофейной плёнке Agfa. Он с большим успехом прошел в прокате. Особой известностью пользовались песни, которые обрели всенародную популярность.

В 1956 году на XX съезде КПСС Никита Хрущёв обвинил картину в лакировке действительности, и «Кубанские казаки» надолго исчезли с экранов.

В эпоху Брежнева, в 1968 году, картину отреставрировали, отредактировали (убрали атрибуты «культа личности» Сталина), переозвучили (в ряде сцен М. Ладынина переозвучила себя сама, роль С. Лукьянова частично была переозвучена Е. Матвеевым) и вернули зрителю в «обновлённом» варианте, который и ныне идёт по ТВ и тиражируется на видео. Оригинальная версия картины до современного зрителя пока не дошла.

31 декабря 2012 года телеканал «Звезда» показал полную цифровую реставрацию фильма, по версии 1968 года.

Критика

Руководитель советской кинематографии того времени И. Г. Большаков утверждал, что «сюжет картины строится на жизненно правдивых конфликтах», а песни из фильма получили широкую популярность в народе. К недостаткам он отнёс «несколько эпизодов, напоминающие собой сцены из старинных водевилей, таких, например, как сцена с колхозным счетоводом Мудрецовым, как выступление на вечере самодеятельности старых птичниц и некоторые другие».

Кинокритик Ростислав Юренев писал, что «„Кубанские казаки“ выделялись своей мажорностью, оптимистичностью», и поначалу критика хвалила фильм. Отмечалась «жизненность характеристик основных героев», а также «стремительность ритма всего фильма». Актриса М. Ладынина «со зрелым мастерством показывает сочетание твёрдости человека, убеждённого в своей правоте, уверенного в своей силе, с нежностью, со слабостью любящей женщины, что делает образ привлекательным, человечным». Ещё более сильное впечатление произвёл образ Ворона, созданный артистом Лукьяновым. «Достижением фильма является его цветовое и музыкальное решение», — писал критик.

Однако в дальнейшем «прозвучало немало обвинений в лакировке действительности, в одностороннем и поэтому неверном показе жизни советской деревни». «Действительно, мир, обрисованный в „Кубанских казаках“, условен, идеализирован, — писал Юренев . — В нём нет противоречий, характерных для действительности, нет преодоления трудностей, настоящих конфликтов».

Ещё в эпоху кинематографа 1950-х годов (Хрущёвская оттепель) особенно не скрывалось, что картина сильно приукрашивает советскую действительность и в сущности является кинематографическим мифом. В 1957 году Н. С. Хрущёв привёл её в качестве примера (наряду с кинолентой «Незабываемый 1919-й») слащавых и приторных фильмов.

В сценарии практически отсутствует конфликт, всё, что видит зритель в почти опереточном сюжете, — это столкновение «хорошего с лучшим». Знаменитые ломящиеся от изобилия столы с сельской ярмарки (при том, что 1949 год — это тяжёлое послевоенное время) стали своего рода символом сталинского кино.

С другой стороны, современные критики признавали, что у картин Пырьева есть своё глубокое обаяние, которое подсознательно привлекало к нему зрителей. Мифологизация действительности, утопия на экране становилась только внешней формой, за которой зрители пытались увидеть будущую замечательную послевоенную жизнь.

В фильме же «Кубанские казаки» я чувствую глубокую искренность, которая рождалась в конкретном времени и была после победительной войны попыткой не столько указать конкретную дорогу к счастью, сколько воплощённой полуторачасовой утопией, позволяющей человеку пожить фантастически счастливой жизнью, перевести дыхание, освободиться хотя бы на время киносеанса от тягот, нищеты, неблагополучия реального существования. Что и помогало людям той поры выжить.Владимир Дашкевич

Как писал о картине известный режиссёр Сергей Соловьёв:

Стиль выдающихся картин «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» — это грандиозно правдивая энергетика империи.

Особо следует отметить работу композитора Исаака Дунаевского, музыка которого придаёт фильму неповторимое обаяние.

Слушая музыку Дунаевского к «Кубанским казакам», понимаешь, что композитор сработал гораздо глубже: и композитор, и — без сомнения — режиссёр словно бы услышали перемены во времени, в глубинных мечтаниях людей. Это-то и удерживает любовь к «Кубанским казакам» и по сегодня. И для меня несомненно, что именно особенность замысла Пырьева позволила композитору создать для фильма подлинно народные песни, вошедшие в память поколений.Владимир Дашкевич

Киновед Р. Юренев писал, что «в меру возможностей и условностей жанра музыкальной комедии, киноводевиля, оперетты — картина правдива». Киновед Нея Зоркая оценивала фильм «как цветной, шумный, весёлый, моментами грустный, искренний и талантливый кинобалаган».


  • Снег среди лета
  • Единственная (фильм, 2002)
  • Солнце светит всем
  • Ким Ден Дык
  • Бекузаров, Руслан Камбулатович

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования