Теория культурных стандартов А. Томаса


Теория культурных стандартов (нем. Kulturstandard-Theorie) — теория немецкого психолога и исследователя межкультурного менеджмента Александра Томаса, широко используемая для подготовки менеджеров и специалистов к работе на стыке культур.

Культурные стандарты можно определить как центральные признаки культурно-специфической системы. Автор определяет "культурный стандарт" как все виды восприятия, мышления, оценки и деятельности, которые большинством членов определенной культуры для себя лично и для других рассматриваются как само собой разумеющиеся, типичные и обязательные. .

Чужое и собственное поведение оценивается и регулируется на основе этих культурных стандартов. Центральными культурными стандартами следует считать те стандарты, которые проявляются в самых разных ситуациях и регулируют широкие сферы восприятия, мышления, оценки и деятельности и особенно значимы для управления процессами межличностного восприятия, оценки и деятельности. Культурные стандарты структурированы иерархически и связаны друг с другом. Они могут быть выделены на различных уровнях абстракции — от общих ценностей до весьма специфических обязательных норм поведения.

Определение

"Стандарт" представляется чрезмерно категоричным для явлений культуры, потому что вполне достаточными для этого статуса чаще всего оказываются параметры "относительно распространенное" и "относительно известное". Кроме того, ориентация на центральные стандарты снижает эвристический потенциал этого понятия с точки зрения изучения и описания частных, конкретных проявлений культуры. Следует также отметить, что бихевиористская основа усложняет его применение для исследования культурной специфики текстов и языковых явлений в целом.

Они становятся понятными только тогда, особенно в их культурно-специфическом разнообразии, когда люди из разных культур встречаются. Потому что тогда речь идет о соблюдении разных культурных стандартов. Пример: для Германии культурный стандарт «слабый контекст» относится к общению. Это означает, что жители Германии придерживаются ясного и краткого разговора о том, что случилось, без красочных описаний, намеков и т.д. Эта прямота не присуща почти всем другими культурам в мире. Если немец встречает, например, индейца, к которому применяется культурный стандарт «косвенное общение», недопонимание неизбежно. Индус сочтет немцев грубыми, немец подумает, что индус говорит о «кусте», или он вообще не понимает, на что намекают индейцы, и поэтому ясно говорит на своем «языке».

Исследование культурного стандарта представляет собой сильную культурную концепцию. То есть анализ начинается с индивидуальной культуры и всегда старается выделить соответствующую специфику. Речь идет не о сопоставимости универсальных аспектов. Культурные стандарты поднимаются из вышеупомянутых встречных ситуаций, поэтому они связаны с временным и пространственным контекстом. Это, в свою очередь, означает, что они могут меняться вместе с социальными изменениями. Не вызывает сомнений, что культурные стандарты также выполняют «функцию стереотипов», поскольку формируют категории. Однако, исходя из систематического анализа «реального опыта», они свободны от предвзятого характера.

Культурный аспект

Культура представляет универсальную для общества, организации или группы типичную, бессознательную систему ценностных ориентаций, воплощающихся в специфических формах восприятия, интерпретаций, понимания группами и индивидуумам и существенных областей их социальной среды, из которых вытекают культурные различные оценки, решения и действия.

По словам Томаса, все люди живут в определенной культуре и развивают ее дальше. Поэтому культура - это нечто изменчивое, которое формируется из людей, развивается ими и передается следующим поколениям. При этом культура является базисом, на основе которого мы развиваемся и согласовываем наши действия. Культура как система ориентации создает «варианты действий и стимулы для действий, но также и условия для действий и устанавливает пределы для действий». Томас предполагает, что человеку необходимо найти свой путь по всему миру. Человек преуспевает, обладая достаточными знаниями о своем окружении и способностью вести себя согласно этим знаниям. Культура как система ориентации помогает нам получить ориентацию, потому что она передает коллективные и социально обязательные нормы и правила. В свою очередь, с помощью этих правил и норм мы можем автоматически «придавать смысл и значение вещам, людям, объектам и процессам, которые нас окружают», структурируя и понимая их.

В каждой системе культурной ориентации есть центральные черты, которые Томас называет «культурными стандартами». Они предоставляют членам определенной культуры руководство для их собственного поведения и соответствуют общим нормам, ценностям, убеждениям, правилам и отношениям внутри культуры. Собственное и чужое поведение контролируется, регулируется и оценивается этими культурными стандартами. Поэтому культурные стандарты служат ориентиром не только для контроля за своим собственным поведением, а также за ожиданием, восприятием, и оценкой поведения представителей других культур.

Культурные стандарты выполняют регулирующую функцию в большинстве случаев во взаимодействии с людьми. Таким образом, они эффективны в различных ситуациях и не ограничивается конкретной областью проблем. Эти центральные и текущие культурные стандарты считаются отличительными характеристиками для определенного культурного пространства. Культурные стандарты могут принимать различные формы, от общих ценностей до конкретных поведенческих правил, которые применяются в конкретной ситуации. Индивидуальный и групповой подход к культурным стандартам для регуляции поведения может варьироваться в пределах определенного диапазона толерантности.

Александр Томас разработал методы обучения, которые направлены на улучшение взаимодействия между людьми из разных культур путем обучения межкультурному общению и практическим навыкам, основываясь на теории культурных стандартов. Томас предполагает, что люди, которые растут в разных культурах, руководствуются разными стандартами. Поэтому автор видит важную задачу межкультурной психологии в том, чтобы определить и проанализировать культурные стандарты, которые регулируют действия в ситуациях межкультурных встреч с целью развития межкультурного обучения на основе культурных стандартов.

Критика

Теорию культурных стандартов Александра Томаса чаще всего рассматривают исключительно в разрезе менеджмента. Однако автор рассматривает процесс становления и развития личности в контексте культурно-специфической обусловленности. Он отмечает, что в процессе социализации, включения индивида в культуру общества, взаимодействия с другими людьми субъект усваивает соответствующие образцы социально релевантного поведения. Таким образом, можно сделать вывод, что, становясь внутренним качеством личности, культурно-специфическая система ориентации функционирует автоматически и создает возможность для межкультурного взаимодействия и понимания особенностей других культур.

Нередко культурные стандарты сравнивают с теорией культурных измерений Г. Хофстеде и другими выдающимися трудами в сфере кросс-культурных коммуникаций в связи с близостью концепций и направлении идей кросс-культурного менеджмента.


  • Всемирный день стандартов
  • Список обозначений стандартов
  • CommerceML
  • Теория культурных стандартов А. Томаса
  • Возникновение земледелия

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования