Безменов, Юрий Александрович
Юрий Александрович Безменов, также известный под именем Томас Дэвид Шуман (англ. Tomas David Schuman; 1939, Мытищи, Московская область, СССР — 1993, Уинсор, Онтарио, Канада) — специалист советской пропаганды, дезинформации и подрывных действий, сотрудник КГБ, впоследствии разочаровался в «ценностях» советской системы, остался на Западе; работал в Агентстве печати «Новости», посольстве СССР в Индии. В 1970 году бежал на Запад, где некоторое время жил под именем Томас Шуман. После того как КГБ вычислил его, публично раскрыл некоторую информацию о советской пропаганде и диверсионной деятельности в интервью, лекциях и нескольких брошюрах.
Биография
Родился Юрий Александрович Безменов в 1939 году в городе Мытищи, в пригороде Москвы. Его отец был офицером Генерального штаба Советской Армии. Юрий учился в Институте восточных языков МГУ на специализации индийской культуры и индийских языков. В течение обучения стал также младшим офицером административной и военной разведки. После завершения обучения был окончательно завербован КГБ. Первое назначение было в Индию переводчиком в советской группе экономической помощи, занимавшейся строительством нефтеперерабатывающего комплекса в штатах Бихар и Гуджарат. После примерно двух лет (в 1965) был отозван обратно в Москву, где назначен в «Отдел политических публикаций» Агентства печати «Новости». Эта структура по словам Безменова специализировалась на пропаганде и дезинформации. Как рассказывает Безменов, около 75 % работников агентства на самом деле были действующими офицерами КГБ, а остальные — контролируемыми КГБ авторами, PR-специалистами, информаторами и т. д. Также в агентстве «Новости» на самом деле не было никаких новостей. Он сказал, что, когда он был журналистом, такой функции, как освещение новостей, у него не было. Основная его функция, кроме написания, редактирования и перевода пропагандистских материалов, которые должны были распространяться в иностранных СМИ, заключалась в сопровождении иностранных делегаций, их спаивании, «промывании им мозгов» и выполнении другой работы, чтобы они принесли в свои страны ту информацию и мнения, которые были нужны для идеологических диверсий КГБ. Далее попеременно работал в Агентстве печати «Новости» в Москве и в советском посольстве в Индии на должности пресс-офицера, позже — пресс-атташе.
Побег на Запад
В 1970 году из Индии Безменов бежал в Канаду. По словам Безменова, он не мог доверять никому: ни индийской полиции, ни сотрудникам посольства США или других стран, поскольку советского перебежчика могли сдать. Его бегство выглядело просто как исчезновение. Он принял образ хиппи, которые массово гуляли рядом с посольством, присоединился к их группе и через некоторое время покинул страну. ЦРУ помогло Безменову «перевоплотиться» в другое лицо — Томаса Шумана. В интервью причину своего бегства Безменов объяснял так:
Лично я никогда материально НЕ страдал от коммунизма просто потому, что вырос в семье высокопоставленного военного офицера. Большинство дверей было открыто для меня, большинство расходов оплачивались правительством... Главной причиной моего побега был моральный протест против бесчеловечных методов советской системы. Я протестовал, прежде всего, против притеснений наших диссидентов и интеллектуалов... Во-вторых, когда я начал работать в советском посольстве в Индии, то с ужасом обнаружил, что мы в миллион раз являемся большими угнетателями, чем какая-либо другая колониальная или империалистическая сила в истории человечества. Что моя страна привносит в Индию не свободы, прогресс и дружбу между народами, а расизм, эксплуатацию, рабство, а также экономическую неэффективность. Поскольку я полюбил Индию, то обнаружил в себе нечто, что по стандартам КГБ очень опасно и называется «расколотая лояльность». Это когда агенту страна назначения нравится больше, чем собственная. Я буквально влюбился в эту прекрасную страну, страну значительных контрастов, но также большой смиренности, большой терпимости и также философских и интеллектуальных свобод. Мои предки еще жили в пещерах и ели сырое мясо в то время, как Индия была высокоразвитой нацией шесть тысяч лет назад. Поэтому, очевидно, выбор был не в пользу моей собственной страны. Я решил бежать и полностью отделить себя от грубого режима.
Поздние годы и смерть (1986—1993)
В 1989 Безменов развелся с женой, Tecc, и переехал в Уинсор, Онтарио, в то время как она осталась жить в Монреале. Два года спустя Безменов начал преподавать международные отношения в Windsor College. В декабре 1992 года Безменов посетил экс-жену и их детей на Рождество. Две недели спустя, 6 января 1993, газета «Windsor Star» сообщила о смерти Безменова, произошедшей днём ранее, как о «массивном сердечном приступе» на фоне алкоголизма.
Наследие
После смерти Безменова, его модель советской подрывной деятельности исследовалась и интерпретировалась преподавателями и персоналом Университета Объединенных Секретных Операций США. УОСО использовал модель для анализа исторических событий, включая десятилетнюю российскую кампанию перед конфликтом с Грузией в 2008.
Работы Безменова были цитированы старшим директором Центра Дипломатии и Международного Сотрудничества имени Байдена в Пенсильванском университете и бывшим заместителем помощника министра обороны Майклом Карпентером.
Лекции Безменова были также использованы доцентом Йельского университета Ашей Рангаппой как пример активных мероприятий в контексте недавних (2017) российских дезинформационных кампаний внутри Соединённых Штатов.
19 августа 2020 года интервью Безменова, данное американскому тележурналисту Роберту Редстоуну в 1984 году, было использовано как основа международного тизера игры «Call of Duty: Black Ops Cold War».
Методика идеологических диверсий КГБ
В своих лекциях, интервью и брошюрах Безменов описал методику работы органов пропаганды и дезинформации Советского Союза со странами, которые надо было ослабить и покорить. Это процесс носил название «идеологической диверсии». Безменов подчеркивал, что речь идёт не о шпионаже.
«Если обобщить всё время, деньги и усилия КГБ, направленные за пределы СССР, то мы увидим, что на шпионаж из них расходуется только 10 — 15 %. Остальное же идёт на идеологические диверсии, которые в большинстве своём осуществляется средствами, которые не противоречат законам свободных стран, и просматривается, только если дать себе немного времени, усилий и проницательности, чтобы их увидеть». Идеологическая диверсия имеет четыре стадии (далее схема из брошюры Юрия Безменова «Письмо Америке с любовью» страница 22. Перевод не дословный, в скобках — на языке оригинала).
Безменов подчеркивает, что эти результаты не обязательно должны достигаться усилиями диверсанта. КГБ в подрывной работе использует тот же принцип, который есть в японских боевых искусствах, в частности дзюдо — использовать энергию противника, чтобы побороть его (например, не отражать удар, а использовать силу противника против него самого). «Страна, которая является целью, очевидно имеет в какой-то области проблемы. Если это свободное демократическое общество, то существует много различных общественных движений в этом обществе. И в каждом таком обществе/группе есть люди, которые действуют против общества. Например преступники, те, кто антагонистически настроены к политике государства, психотические личности, которые вообще против всего, и, наконец, есть небольшая группа агентов иностранных государств, купленные, обманутые и завербованные. Когда все эти группы будут направлены в одном направлении — это идеальный момент, чтобы подхватить и продолжить их движение, пока они не подтолкнут всё общество к кризису». На примере религии, нужно ослаблять ее, способствуя «всевозможным сектам и культам, которые привлекают внимание людей. Даже если такие секты является наивными, это не имеет значения. Пока общепринятая религиозная норма медленно подтачивается и люди сбиваются с главной цели религии (иметь связь с Богом), это срабатывает для цели идеологической диверсии. Далее смешивайте настоящие уважаемые религиозные организации с сектами. Отбейте внимание людей от настоящей веры и рассредоточьте их на различные замены».