Гипорхема

17-08-2023, 13:00

Гипорхема (греч. ὑπόρχημα) представлял собой живой вид мимического танца, который сопровождал песни, использовавшиеся при поклонении Аполлону, особенно у дорийцев. Его исполняли мужчины и женщины. Его можно сравнить с гераносом (γερανός), ритуальным «журавлиным танцем», связанным с Тесеем.

Хор певцов на празднествах Аполлона обычно танцевал вокруг алтаря и несколько других лиц назначались для сопровождения действия песни соответствующим мимическим исполнением. Гипорхема, таким образом, была лирическим танцем и часто переходила в игривый и комический жанр, откуда Афиней сравнивает его с кордаксом комедии. Согласно предположению Мюллера, она, как и вся музыка и поэзия дорийцев, зародилась на Крите, но в ранний период была завезена на остров Делос, где, по-видимому, продолжала исполняться вплоть до времени Лукиана.

Подобным танцем был геранос (танец журавля), который, как говорят, исполнял Тесей по возвращении с Крита на Делосе и который был обычаем на этом острове ещё во времена Плутарха. Вождя этого танца звали геранулкос. Танец выполнялся ударами, различными поворотами и изгибами и, как говорили, был имитацией извилин критского лабиринта. Когда хор отдыхал, он образовывал полукруг с лидерами на двух флангах.

Стихи или песни, которые сопровождались гипорхемой, назывались гипорхематами. Первым поэтом, которому приписывают такие стихи, был Фалет с Крита: их характер, должно быть, соответствовал игривости танца, носившего то же название и сопровождавшего их. Фрагменты гипорхемат Пиндара подтверждают это предположение, ибо их ритмы особенно легки и имеют очень подражательный и изобразительный характер. Эти характеристики должны были существовать в гораздо большей степени в гипорхематических песнях Фалета.


  • Танцевальная музыка
  • Джейрани
  • Дорийское вторжение
  • Кочари (азербайджанский танец)
  • Сквэр-данс

  •  

    • Яндекс.Метрика
    • Индекс цитирования