Автомобильный накопитель элеваторного типа
Автомобильный накопитель элеваторного типа
Автомобильный накопитель элеваторного типа (сокр. АНЭТ; англ. rotary parking, нем. Paternoster; другие названия — роторная парковка, роторный паркинг, роторная стоянка, парковочная система вертикального циркуляционного типа, парковочная система роторного (карусельного) типа, патерностер) — роторная система парковки автомобилей, обеспечивающая продолжительное хранение автомобилей на её несущих платформах.
Для вариантов вертикального исполнения АНЭТ характерно наличие пары верхних и пары нижних цепных звёздочек, приводящих в движение пару бесконечных тяговых органов (отрезки цепи, консоли), на которых равноудалённо друг от друга через консоли закреплены несущие платформы. Выполнение одной парковочной операции (прием/выдача автомобиля) сопровождается перемещением всех несущих платформ и расположенных на них автомобилей до тех пор, пока требуемая несущая платформа не займёт загрузочную позицию.
Первый АНЭТ появился в США в городе Чикаго в 1937 году. Сейчас АНЭТ нашли широкое применение на Дальнем Востоке и в США. В Японии первые АНЭТ появились в 1962 году и в настоящее время их численность превышает 10 000 штук. Сегодня существует большое разнообразие конструктивных форм АНЭТ.
Назначение
Хранение автомобилей в стеснённых городских условиях, в непосредственной близости от жилых домов, административных зданий, торговых и выставочных комплексов.
Классификация
В общем виде АНЭТ классифицируют следующим образом:
- По расположению АНЭТ относительно уровня земли
- подземные (поддорожные)
- надземные
- расположенные частично под землей, частично над землей (комбинированные, использующие как надземное, так и подземное пространство).
- По способу загрузки автомобилей на несущие платформы
- с применением собственных мощностей автомобиля
- с применением специальных перегрузочных устройств
- комбинированный способ загрузки.
- По направлению движения тягового органа на прямолинейных участках
- вертикальные
- горизонтальные
- тяговый орган в вертикальной плоскости
- тяговый орган в горизонтальной плоскости
- округлой формы (с разведенными ветвями)
- комбинированные.
- По месту расположения в АНЭТ загрузочно-разгрузочных позиций
- в верхней части
- в нижней части
- на промежуточных участках между верхней и нижней частями.
- По расположению тяговых органов
- без горизонтального смещения одного тягового органа относительно другого в своей плоскости
- с горизонтальным смещением (система патерностер).
- По роду несущей платформы
- люлечного типа
- полочного типа
- поворотная.
- По расположению несущих платформ
- относительно друг друга
- с расставленными несущими платформами
- с сомкнутыми несущими платформами
- относительно тяговых органов
- продольное расположение
- поперечное расположение.
- относительно друг друга
Достоинства и недостатки
Достоинства
- эффективность использования пространства;
- удобство парковки и вывода с парковочного места автомобиля;
- временная легковозводимая конструкция.
Недостатки
- любая транспортная операция, включающая разгон и торможение всех перемещаемых объектов, сопряжена с высокими эксплуатационными расходами;
- относительно небольшие скорости перемещения автомобилей (по сравнению с автомобильным подъёмником лифтового типа (АПЛТ);
- меньшая надежность (по сравнению с рамповыми заездами и АПЛТ).
Устройства безопасности
- аварийные выключатели;
- вспомогательные зеркала;
- датчик слабины, либо обрыва цепи тягового органа;
- ловители несущих платформ, контррельсы (на случай обрыва цепи тягового органа);
- предохранительные заслонки (ворота, шлагбаум);
- противооткатные устройства на несущих платформах (для передней пары колес);
- световые системы оповещения водителей;
- система аварийного энергообеспечения;
- устройство контроля веса автомобилей;
- устройства (датчики) слежения за автомобилем.